Мне снова не повезло – нарвалась на совершенно тоскливый фильм из фильмографии Мэла Брукса, ну совсем было не смешно, местами неловко – юмор ниже плинтуса. Режиссёр промчался галопом по нескольким историческим периодам, где-то задержался дольше, что никак не пошло на пользу повествованию. Не потоптаться на шедевре Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея» было выше сил Брукса, он и потоптался.
Выгоднее всего погружаться в историю, где давно прошёл великий Кубрик и расставил красные флажки – звучит музыка Рихарда Штрауса, на предрассветном небе скачут доисторические люди.
Покатилось… Как только люди открыли огонь, вошли во вкус жареного мяса, придумали, как извлекать музыку, рисовать на стенках пещеры
и получать ещё разные виды удовольствия, так и понеслось – брань, «юмор» только на тему физиологии и целая толпа актёров, которые играют сразу несколько ролей. Похоже, что Древний Рим больше всего нравится Бруксу – в строительство главной площади города вбуханы миллионы – и это вам не какая-то компьютерная графика – всё без дураков, и Колизей, и колесницы, и сотни римских воинов.
Одни костюмы будоражат воображение. Персонаж Мэла Брукса, Комикус, попадает во дворец императора Нерона (Дом ДеЛуис), который только и делает, что жрёт, рыгает и всё в таком духе.
Его супружница, Нимфо (Мэдлин Кан) развлекается с целым взводом легионеров.
Веселье дошло до такого градуса, что понятно всем, скоро Риму полный кирдык. Проскакав по римской истории со своими друзьями, чернокожим Иосифом (Грегори Хайнс) и красоткой Мириам (Мэри-Маргарет Хьюмс) и Чудом, что является замечательной лошадью, мистер Брукс попадает в мрачную Испанию. И сам он уже не Комикус, а беспощадный Торквемада, жестокий и кровавый. Но любитель попеть и потанцевать в красной сутане.
После Испании исторический экскурс в революционную Францию. Именно в этот отрезке «Всемирная история» было больше всего приемлемых шуток. Народ Франции, как всегда, в преддверии очередной революции, люди недовольны тем, что говорят на каком-то акценте Мориса Шевалье и когда это, наконец, прекратится. Всем заправляет некая мадам Дефарж (Клорис Личман), и она не собирается мириться с тем, что у народа нет никакого революционного гимна.
С чем брать Бастилию? Режиссёр уже в роли короля Луи XVI. Разврат при его дворе цветёт махровым цветом, и Луи не устаёт повторять, как замечательно быть королём. Ему докладывают о революционной обстановке в Париже, но ему не до сплетен, он занимается тем, что подстреливает бедняков, которых ему подкидывают в небо, как тарелочки.
Не прошёл режиссёр мимо писбоя Жака, слуги, который носится между вельможами с ведром, подставляя его охотникам опорожниться.
Как всегда, у Брукса полно охотников сниматься, хоть в самом крошечном эпизоде, как, например, Барри Левинсон в роли продавца колонн, ионических и дорических. Или Пол Мазурски в роли римского полководца. Джон Хёрт в роли Иисуса в «Тайной вечере», которую запечатлел Леонардо (Арт Мертрано).
Когда над Жаком, выдающим себя за короля, заносится меч гильотины, его может спасти только Чудо, белоснежная лошадь и пара-тройка товарищей, с которыми мистер Брукс так стремительно промчал меня по страницам истории.
Я стою перед историческим выбором, что ещё бы такое посмотреть в фильмографии этого гения пародии… «Космические яйца»? «Продюсеры» или «Сверкающие сёдла»?
Да, и мой совет напоследок – не ищите продолжения «Всемирной истории, части 2», её нет в природе. Не существует. Это просто очередная шуточка из репертуара Мэла Брукса.