Женщина останавливается перед полотном Вермеера и внимательно его рассматривает. Она, кажется, готова в нём раствориться. Мужчина наблюдает за ней. А потом следует за ней из одного зала музея Метрополитен в другой. Это тихое и неявное преследование, потому что «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» не триллер. Это странная интроспективная игра в прятки Джона Джоста. Его фильм из того разряда, над которым размышляешь день за днём, а потом внезапно осознаёшь, что в полном восхищении от этой картины.
Мужчина подходит к женщине. Он очень вежлив. Он не может удержаться, чтобы не сказать ей, как она похожа на женщину на полотне Вермеера. Он хочет увидеть её снова. Она соглашается.
Теперь мы наблюдаем её жизнь. Она – француженка и живёт в Нью-Йорке с двумя другими женщинами – в квартире постоянный гвалт и думать в таком шуме невозможно.
Мужчина работает брокером в огромной компании. Иногда бывают удачные дни по сделкам, иногда дела совсем плохи. Он ведёт по телефону ироничный разговор, консультируя своих клиентов, отговаривая их от вложения денег в сомнительный проект
Он встречается с женщиной и её подругой. Они разговаривают. Потом он встречается с ней наедине и начинает думать, что у них есть перспектива. Она так не думает. Зато смело просит его дать ей в долг денег. Он даёт эти деньги.
А затем случается нечто совершенно непредсказуемое и выводит из себя, хотя в жизни так и происходит. Фильм словно говорит нам, что у большинства картин очень ограничен спектр действий, потому что они разрешают своим персонажам делать только то, чего от них ждет зритель.
Когда «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» закончился, я продолжал сидеть, потому что ждал продолжения. Фильм увлёк меня, заинтриговал, и мои внутренние часы говорили мне, что, по крайней мере, ещё минут тридцать фильм должен идти. И вдруг такой финал. Тогда мне такой финал совсем не понравился и даже расстроил, однако сейчас я понимаю манёвр режиссёра Джоста. Он сделал своё заключение, но не в том духе, к какому приучил нас Голливуд.
Действие картины происходит на Манхэттене в мире искусства. Молодая женщина и её соседки пытаются жить жизнью богачей, не имея на это денег. Действие также происходит в мире идей. Торговец биржи (Стивен Лэк) влюблен не в женщину, которая рядом с ним, а в идею – он любит её, потому что любит в ней модель с картины Вермеера.
Молодая женщина (Эмманюэль Шоле) настолько погружена в свою собственную жизнь, что её ничто больше не волнует. Их связь настолько случайна и банальна, что заключительная сцена выглядит как публичное оскорбление.
Джон Джост снимает картины с 1974 года, начав с антивоенной кинодокументалистики в Newsreel. Я посмотрел лишь несколько его фильмов и считал его режиссёром андеграунда, если это слово что-то сегодня значит.
Но фильм «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» снят роскошно, сыгран со спокойной элегантностью и откровенно нацелен на коммерческий кинорынок. А по теме и в подходах фильм нечто среднее между некомедийными фильмами Вуди Аллена и Эрика Ромера.
Если бы картина Джона Джоста шла на французском и с субтитрами, я бы знал, к чему готовиться. Но встретить на английском языке умный фильм – огромная редкость.
источник rogerebert. com
Традиционное «Очень хочу посмотреть!».
Я часто перевожу рецензии Роджера Эберта потому что его мнение мне очень дорого, этот фильм из разряда совпадения мнений. Картина действительно производит впечатление не сразу. Так много лет прошло, когда я увидела фильм, а он до сих пор в памяти. Интересно, что если американцы хотят показать пространство с претензией на интеллектуальность хозяина (хозяйки), то на книжной полке обязательно будет томик Томаса Вулфа (кого собирается играть Майкл в «Гении»). Этот фильм не исключение. Томик на месте — значит девушки думающие, да ещё и пьесу Чехова теребят.
Картины Ванмеера тоже производят впечатление не сразу, но запоминаются надолго. Удивительные мастера. Спасибо Вам, я даже и не знала о существовании этого фильма!
Буду признательна, если после просмотра Вы поделитесь своими впечатлениями, даже негативными, что вполне возможно. Очень интересно сравнить ощущения. Я не оговорилась, эта картина вся на ощущениях, на личном опыте. Думается, что нацеленность на коммерческий рынок, о чём толкует Эберт, не сработала. Картина настолько странная, что говорить о её коммерческой окупаемости не приходится. Хотя бы по первому признаку — она слишком неизвестна широкой публике.
С удовольствием поделюсь впечатлениями, но пока не могу найти фильм в интернете.