[youtube id=»73cjNp7n75o»]
.
Первая рецензия из цикла «Психиатрия в кино» — шуточная. В этой рецензии мы познакомимся с такими психиатрическими синдромами как делирий, истинные галлюцинации и парэйдолии (багаж этих знаний нам потребуется для разбора продвинутого психоделического фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», так что читайте внимательно! :-)).
.
Делирий – особый вид помрачения сознания, который развивается при тяжелых хронических интоксикациях. Интоксикация не обязательно должна быть алкогольной: делирий может развиться на фоне тифа, сепсиса или отравления растворителями. В общем, в условиях, в которых мозг нормально функционировать уже не может и начинает «шалить».
.
Независимо от вида отравления, внешне делирий протекает примерно одинаково (психиатры говорят: «реакция мозга на патологию неспецифична»). Отличительная черта делирия – обилие ярких, правдоподобных истинных галлюцинаций. Под термином «истинная галлюцинация» психиатры подразумевают такую галлюцинацию, которую пациент оказывается неспособен отличить от реального мира. Говоря по-научному, истинная галлюцинация обладает характеристикой «объективности». Для пациента, понятно. Не для врача же.
.
И сразу пример. Как-то на пятом курсе посещали мы Психиатрическую больницу №6, что на площади Александра Невского (СПб). И мне там довелось услышать откровения делириозного алкоголика:
.
— Через месяц после запоя ко мне начали приходить родственники.
— Как они к Вам приходили?
— Сначала заходили в комнату ненадолго, ничего не говорили. Потом теща стала садиться рядом с моей постелью. А на третий день стала говорить со мной. И сидит передо мной вот так же как Вы сейчас сидите, доктор.
— И что?
— Но я-то понимаю, что она уже два года как умерла!
— Продолжайте, пожалуйста. [*бывает*]
— Потом вместе с ней стали другие приходить. И, знаете, когда заходят – дверь открывается. Уходят – дверь закрывается. Могут стул себе пододвинуть. Со стола чего-нибудь взять. Стали говорить мне, что я оторвался от них, что мне к ним нужно. А еще через день стали требовать, чтобы я выпрыгнул из окна. Ну, тут я уже понял, что само собой это не пройдет и вызвал психиатра.
.
Это был уже третий по счету делириозный эпизод у данного пациента, поэтому общение с мертвыми родственниками, равно как и с психиатрами, для него не являлось чем-то особенным.
_____________________________________
.
Хых. Конечно, логичнее всего было бы разбирать делирий на примере кинополотна «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», там этого богато. Но сегодня мы оставим этот психоделический шедевр в стороне. Мало кто знает, но психиатры на своих семинарах чаще всего демонстрируют клинику делирия на фильме… «Вий» с Леонидом Куравлевым в главной роли. Ну, там, где Хома Брут читает отповедь три ночи подряд… NB! Данный разбор, конечно, является шуткой, т.к. на самом деле «Вий» не имеет никакого отношения к алкоголизму :)
.
Помните, мертвая пани начинает пугать Хому не сразу.. а исподволь.. с каждой ночью напуская на него все больше и больше страху. Так и делирозное помрачение сознания развивается не как гром среди ясного неба, а постепенно. К тому же основная симптоматика наблюдается преимущественно ночью, а днем больной может выглядеть и вести себя вполне адекватно.
.
Впервые делирий описал немецкий дяденька-терапевт Либермейстер — более 100 лет назад. С тех пор к его описанию так и не смогли ничего добавить (впрочем, как и убавить).
.
Алкогольному делирию предшествует длительный запой. Читатель спросит: что такое запой и что значит длительный? И я отвечу: запой – это когда за сутки выпивают от одного до двух литров водки. Длительный – когда так пьют на протяжении нескольких недель или даже месяцев, не снижая оборотов.
.
.
Я вижу по недоверчивому выражению части лиц с той стороны монитора, что кое-кто удивлен. Ничего страшного – даже в России не все толком представляют себе, что такое есть запой.
.
Объясняю: конечно, обычный человек такое количество алкоголя не осилит. Один литр водки для него будет смертельной дозой. Это если он нетренированный.
.
А вот тренированный алкоголик может выпить еще не столько. Ведь печень у него к водке привычна; количество ферментов-цитохромов, разрушающих алкоголь повышено. Общая жизнеспособность и устойчивость к инфекциям с таким количеством спирта в крови – ого-го! Такой и в сугробе не замерзнет и охлаждающей жидкостью с утра опохмелится. Тренироваться надо, читатель!
.
.
Ну так вот. Пьет себе алкоголик по литру водки в день, чувствует себя хорошо. Литр – это его стандартная доза, он от нее не пьянеет. Зато если не выпьет – то начнется у него абстиненция не хуже героиновой «ломки». Ведь алкоголь — это тоже наркотик. Но вот проблема: водка (как и героин) — удовольствие недешевое и спустя месяц деньги на нее заканчиваются. Это несмотря на то, что во время запоя алкоголики даже еду себе не покупают: в таких количествах организм вполне может жить на энергии с расщепления спирта.
.
Делирий как правило подкрадывается на 2-3 день после прекращения употребления спиртных напитков. В условии развивающейся абстиненции истощенный хронической интоксикацией организм не справляется с выходом из пике, в результате чего с ним случается «полиорганная недостаточность». Помимо мозга страдают сердце, легкие, почки… Но мозг делает это интересней всего.
.
Ночь первая.
.
Философ, несмотря на то что успел подкрепить себя доброю кружкою горелки, чувствовал втайне подступавшую робость по мере того, как они приближались к освещенной церкви. Рассказы и странные истории, слышанные им, помогали еще более действовать его воображению. Н.В. Гоголь
.
Галлюцинаций еще нет. Ближе к вечеру есть повышенная говорливость и наплыв ассоциаций. В сознании больного всплывают яркие представления, картины прошлого, причем все воспоминания с мельчайшими подробностями, как будто он вновь все видит перед собой.
.
Больные без умолку рассказывают, причем рассказы их непоследовательны. Изменение внешней ситуации, новые лица, шум — все отвлекает больного. В речи обнаруживаются легкие элементы бессвязности. Больные становятся повышенно-чувствительными, при даже нерезком шуме, стуке они вздрагивают, жмурятся от яркого света. Становятся крайне чувствительными к запахам, к вкусу пищи.
.
Сон прерывистый, беспокойный, с яркими сновидениями. Содержание сновидений тревожное, больные часто пробуждаются и не сразу разрывают пелену сновидений, не сразу проводят грань между тем, что снилось, и реальностью. К утру сон становится глубже. Больные просыпаются в состоянии разбитости, резко выраженной слабости. С рассветом делирий отступает и они чувствуют себя как-будто лучше.
.
Ночь вторая.
.
Ветер пошел по церкви от слов, и послышался шум, как бы от множества летящих крыл. Он слышал, как бились крыльями в стекла церковных окон и в железные рамы, как царапали с визгом когтями по железу и как несметная сила громила в двери и хотела вломиться. Сильно у него билось во все время сердце; зажмурив глаза, всь читал он заклятья и молитвы. Н.В. Гоголь
.
К следующему вечеру больного накрывает новая волна делирия. Теперь, ко всему прочему, у несчастного добавляются зрительные иллюзии особого рода, так называемые парэйдолии, являющие собой переходный этап от иллюзорного восприятия реальных объектов к появлению истинных галлюцинаций. Узоры обоев, ковров, партекта, расщелины в потолке приходят в движение. Примерно как сейчас это происходит у читателя на неприятной картинке:
.
.
Или на этой:
.
.
В игре светотеней, в случайных контурах больной начинает видеть фантастические образы: замки, горы, необычных животных..
.
.
Я вот тут даже Обаму на голых мужиках разглядел:
.
.
Устрашающие черепа и скелеты на стенах и прочее, прочее:
.
.
Ниже – просто надпись на английском, не обращайте внимания.
.
.
Хотя, у больных делирием, все надписи перед глазами плывут – независимо от того, английские они или русские.
.
Парэйдолии — фантастические образы, рождающиеся под влиянием реальных представлений и поглощающие реальные представления, могут быть в одних случаях цветными, а в других — черно-белыми, как фотографии или как гравюра.
.
.
Больной с любопытством рассматривает их, они рождаются помимо его воли. Иногда где-нибудь на потолке перед глазами больного разворачиваются целые сцены, содержанием которых являются прошлые события, образы, подчерпнутые из книг, сказочных иллюстраций.
.
Больной по-прежнему говорлив, беспокоен, глаза блестящие. Он часто вздрагивает, резко реагирует на всякие новые внешние впечатления. Высказывания становятся все более и более непоследовательными.
.
Временами у больных сознание становится более ясным, когда больной отдает себе отчет в том, что с ним что-то происходит, понимает болезненность совершающегося с ним, лучше узнает окружающих, более связно отвечает на вопросы. Но такие окна непродолжительны и вскоре вновь усиливается наплыв парэйдолий.
.
Сон, если и есть, то поверхностный, постоянно прерывается яркими и тревожными сновидениями. Больные во время сна вскрикивают, говорят сами с собой.
.
Под утро наплыв видений опять проходит. Однако не без остатка. Больным периодически может мерещиться то лицо соседа в окне или в отражении зеркала, то слышаться несуществующий оклик или угроза с улицы или из-за стены. Ближе к вечеру состояние еще более ухудшается и наступает третья стадия.
.
Ночь третья.
.
«Ну, если подымется?..»
Она приподняла голову…
Он дико взглянул и протер глаза. Но она точно уже не лежит, а сидит в своем гробе. Он отвел глаза свои и опять с ужасом обратил на гроб. Она встала… идет по церкви с закрытыми глазами, беспрестанно расправляя руки, как бы желая поймать кого-нибудь.
Она идет прямо к нему.
Н.В. Гоголь.
Н.В. Гоголь.
.
.
Парэйдолии сменяются яркими зрительными галлюцинациями, обычно сценоподобными: уже среди реального пространства, а не в узорах обоев, перед больным разворачиваются события, на которые он реагирует как на настоящие. Он смотрит на них с любопытством, со страхом, с тревогой, стремится убежать от них или защититься. Он может напасть на свои видения.
.
Зачастую алкоголики видят полчащи пауков, крыс или тараканов, спускающихся со стен, заполоняющих все пространство. Они не только видят их, но и слышат и ощущают их прикосновения на себе. Одна тетенька, например, описывала мне черных холодных ящериц величиной с ладонь, которые не одну ночь бегали под ее одеялом.
.
Через какое-то время малые галлюцинации сменяются крупными — бесами, мертвецами, упырями, старающимися окружить больного и задавить его в своих объятьях.
.
.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Н.В. Гоголь
.
Из-за ужаса дезориентированные больные в тяжелом делирии могут выброситься через окно на улицу, убежать из палаты, отделения. Один из алкоголиков, которых я смотрел, гонялся во время делирия за «грабителями, обокравшими его соседей». Бабка-синюшница рассказывала, как ее «кровать превращалась в клетку» и откуда-то сверху ее начинали «резать ножами».
.
Пост скриптум:
.
.
Начитавшись «Вия» в детстве, меня многие годы интересовал вопрос: а может ли человек действительно поседеть от ужаса? Ответ специалистов, увы, прозаичен: не может (ссылка на пруф).
.
Кстати. Некоторые проявления белой горячки можно снять… алкоголем (ведь горячка развивается на фоне его отмены), чем иногда пользуются зарубежные врачи. В России я такой извращенной практики никогда не встречал.
.
Использованные источники:
- «Вий» — повесть Н.В. Гоголя (перечитал — получил массу удовольствия)
- «Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноименной повести повести Н.В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов, снятый в СССР (Wikipedia). Версия «Вия» с английскими субтитрами носит название «Viy or Spirit of Evil».
- Описание делириозного помрачения сознания адаптировано из курса «Лекции по общей психопатологии акад. А.В. Снежневского«.
- Психоделические иллюстрации взяты из проекта «Оптические иллюзии» Виктора Четвертакова (адрес группы вконтакте).
Спасибо, прочитала с глубоким вниманием. Неужели всё, что случилось с Брутом можно списать на его алкоголизм? Обидно, если рассматривать с точки зрения психиатра. Так можно лишиться самых любимых фильмов.
Нет, конечно! )
Это шуточный разбор, подслушанный мною на одном из заседаний студенческого научного общества по психиатрии.
Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал. )
На самом деле, психиатры прекрасно понимают, что «Вий» не имеет никакого отношения к делирию. )
Впрочем, я не подумал, что читатель может решить, что психиатры принимают происходящее в «Вие» за чистую монету, поэтому добавил предупреждение )
Отлично! Получил массу удовольствия :)
С большим нетерпением жду разбора моего любимого фильма Страх и ненависть в Лас Вегасе! Чувствую, что это будет бомба о_0
ЗЫ меня не убедил твой пруф по поводу седения на фоне мощного стресса.
Сам я не трихолог, а этот пруф — лучшее, что я смог найти в инете, увы )
Ты думаешь, все-таки можно поседеть за одну ночь? )
Эту фишку с седением я видел еще в некоторых американских военных фильмах.
Про седину из-за стресса — это и в наших военных фильмах показывают часто.
Седина может проявится только на висках. Не факт что за одну ночь.
«в таких количествах организм вполне может жить на энергии с расщепления спирта.»
Можно добавить, что отсюда и пошло понятие «нажраться» :)
))
Между прочим, и в современной художественной литературе часто встречается ‘поседение за одну ночь’. Вот и у Харуки Мураками (Мой любимый спутник) героиня, оказавшись запертой на колесе обозрения, поседела.
Ответа может быть два:
1. Поседеть за сутки невозможно => эта аллегория каким-то любопытным образом приобрела мультикультурное значение (распространилась на множество народов).
2. Поседеть за сутки можно. Но тогда тоже не легче, ибо что за биологический процесс вовлечен в седение волос при стрессе? Пероксидаза, что ли, из кожи выделяется?
Я склоняюсь к первой гипотезе — должна быть какая-то причина, по которой это поверье распространилось на множество континентов. )
Весьма познавательная информация, хотя Автор утверждает, что это шуточная рецензия. Сильно в подробности не вдавалась, но всегда почему то считала, что делириум это что то очень романтическое. А ведь нам преподавали судебную медицину. Кошмар, пошла читать словари…
Шуточная в том плане, что в «Вий» — это хоррор-сказка и никакого алкогольного делирия в нем нет.
Во всем остальном — без всяких шуток, а с «претензией на научность» )
Делирий может протекать по-разному, здесь описана его классическая форма.
Длится он, конечно, не 3 ночи, а где-то неделю-две. В остальном — все так и есть.
Я начал с делирия, потому что, он самый простой для описания.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Игры разума» — достаточно сложные фильмы, мне кажется, что к ним надо подходить уже с некоторым багажом знаний.
PPS Вообще, белая горячку по суте — это синдром физической отмены наркотика.
Она во многом аналогична героиновой «ломке», только протекает по своим законам. Вот такая романтика )
Очень заинтересовала новость, Вами упомянутая в разделе «Хоббит», о том что Голливуд собирается снимать «М&М». Честное слово, удивительно, ибо даже приличного перевода на английский не найти. У меня много иностранных друзей, которых хотелось бы познакомить с русской литературой, но обычно есть только Толстой, Достоевский и Чехов. Они, конечно, хороши, но есть ещё Булгаков, Зощенко и другие, в том числе и современные такие как Лукьяненко, Хаецкая и Улицкая.
А вот какие комментарии о затее Голливуда нашлись в интернете:
— пусть попробуют, пока ни у кого не получилось нормально адаптировать, вдруг чудо случится?
— «Дааа… уж….актеры хорошие [это про Джоли и Дэппа], но такое произведение наши и те поставить нормально не могут , а тут еще иностранцы . В этом произведении нужно чувствовать русскую душу, иначе никак. Даже страшно представить , кого они выберут на роли Азазелло и Коровьева. Единственное — шикарный Воланд бы получился у Хопкинса».
[Лично ничего особенного о русской душе не думаю, но особенности восприятия у разных народов пока никто не отменял]
-лучше Аль Пачино.. ему не привыкать — в адвокате дьявола шикарно играл
-Пипец…Джоли или Портман…Не представляю их в образе Маргариты……Да и живая мимика Деппа не вписывается для меня в образ Мастера….Посмотрим….Сто процентов испоганят( А это мое любимое произведение
и т.п.
Вот и «новая новость» для блога «Я о кино» :)
Голливуд всё прочитает по-новому. Вместо Москвы 30-ых покажут сегодняшнюю с Pussy Riot и Путиным. Голливуд работает только на своего зрителя, а американцы ненавидят чужую историю. Да и религиозная линия Пилат- Джошуа полностью в религиозном концепте «Страстей Христовых» Мела Гибсона, что для Америки очередной вызов, а значит, всё будет отутюжено так, что не не сможем узнать знакомые диалоги. Дальше больше — американский зритель не принимает русские имена из трёх компонентов. В лучшем случае останется одно, а то ещё и оно будет заменено на благозвучное и более привычное, как это сделано в экранизации 1978 года итальянцами.
Что касается переводов, то могу посоветовать Вашим знакомым иностранцам перевод Burgin/Tiernan O’Connor и желательно с комментариями биографа Михаила Булгакова Ellendea Proffer. Без комментариев просто тупик.
Многие явления, типичные для того времени приказали долго жить, а потому требуют объяснения даже для русских читателей. Я могу поинтересоваться у моих друзей в Америке, в каком переводе они читают Булгакова в своём литературном клубе.
Мы собираемся открыть рубрику на нашем блоге, связанную с книгами, потому что книги и кино это то, что нам очень дорого. Мне кажется, мы уже нашли первых поклонников этой рубрики.
Кстати, эта новость о M&M муссируется уже несколько лет и всё из-за того, что господин Шиловский, внук жены Булгакова, продал права на роман Голливуду, так что он теперь будет делать с ним, что хочется.
> Голливуд всё прочитает по-новому. Вместо Москвы 30-ых покажут сегодняшнюю с Pussy Riot и Путиным. Голливуд работает только на своего зрителя, а американцы ненавидят чужую историю. Да и религиозная линия Пилат- Джошуа полностью в религиозном концепте «Страстей Христовых» Мела Гибсона, что для Америки очередной вызов, а значит, всё будет отутюжено так, что не не сможем узнать знакомые диалоги.
Как говорится, ППКС, Georgina!
Меня гложат сходные нехорошие предчувствия.
Spasibo za ssylki! Esli chestno, ya i sama s udovol’stviem pochitayu na angliiskom :) , t.k. rabotat’ mne prihoditsya v angloyazychnoi srede. Kak skazal odin umnyi nemets, izuchaya inostrannyi yazyk luchshe uznaesh’ svoi. A idea s knigami, po-moemu, prosto velikolepna. Kino s knigami eto kak dve storony odnoi medali, dlya menya odno nemyslimo bez drugogo. Zhdem s neterpeniem!