Какое удовольствие я получила от этого фильма! Смотрела впервые, но знаю, что вернусь к нему, как возвращаюсь всегда к любимым французским комедиям. Режиссёр Франсис Вебер поставил их целую тучу – «Игрушка», «Невезучие», «Беглецы», «Папаши», «Великолепный», «Зануда». И, как всегда с Вебером, не просто смеёшься, но приходят и грустные мысли. Почему-то я часто себя представляла на месте дурака. И ни разу на месте так называемого умного Брошана (Тьерри Лермитт ). Знаю, почему – я люблю увлекающихся людей, а Пиньон (Жака Вильре просто обожаю в моём самом любимом фильме «Суп с капустой») очень увлечённый человек, влюблённый в своё дело.
И я ненавижу издевательства над личностью. В любой форме. В данной истории Брошан издевается завуалировано, выстраивает беседу таким образом, чтобы представить «жертву» в самом незащищённом виде. Брошан – владелец собственного издательства, он достиг многого, возможно, потолка и умирает от скуки. В своё время он увёл от самого близкого друга Лебланка его подругу, свою будущую жену. На том этапе, когда разворачивается история, занимающая всего день, Брошан мечется, как заяц между двумя женщинами, женой и Марлен, любовницей.
Я не очень поверила в его трансформацию в финале. Такие люди уже закоснели в грехе, их ничего не проймёт. Горбатого могила исправит. Как иллюстрация к моим словам – он обещает Пиньону ужин в большой компании, но тот, якобы, не будет представлен придурком. А вот сам Брошан настоящий придурок. Жестокий, наглый, и мне понравилось, как выстроились вокруг него обстоятельства. Жаль, что всё не доведено до конца, а лишь припугнуло его жалкую натуру.
В этой истории все мои симпатии на стороне Франсуа Пиньоня – здесь отчасти сыграло его поразительное сходство с Александром Калягиным в образе тётушки Чарлея – лысая голова с кудряшками и огромные глаза, переполненные печалью.
С Пиньонем познакомился в вагоне один из приятелей Брошана, любитель поужинать с каким-нибудь дураком и, надо полагать, поиздеваться. Эта компания высмеивает всё, где проявляется страстность натуры, например, кто-то помешан на бумерангах и бросает его, чтобы зарядиться на весь день. Смешно? Мне – ничуть. Но компанию Брошана раздирает от хохота. Не зря в начале картины речь заходит о бумеранге. Как известно, эта штука всегда возвращается к тому, кто её кинул. Накануне Брошан заработал люмбаго, играя в гольф. О большой компании речи не может быть, но увидеться с Пиньоном в самой тесной обстановке пришлось. И этот ужин он запомнит надолго.
Мне очень понравилось, как Пиньон собирался в гости к издателю Брошану, пообещавшему выпустить книгу о его работе. Он и не догадывается, какая ему роль уготована. Пиньон без ума от своей работы – он выпускает модели из спичек. Сотни тысяч спичек уходит на Эйфелеву башню или знаменитый мост. И он очень гордится каждым проектом. Его ассистентка принимает его именно таким, какой он есть, милый, доверчивый, добрый и…увлечённый. Два года назад от него ушла жена. Ушла к их общему знакомому, сёрфингисту. Пиньон удивляется, что она выбрала такого олуха. Брошан кричит: «Олуха? Ещё больше, чем…?» И тут же просит их познакомить. Люди для него источник, от которого он заряжается. Но не так, как большинство, на равных. Он и его приятели – патриции, для которых на ринге сражаются гладиаторы. Конечно, это не так кроваво и не заканчивается смертью. Но разве легче для некоторых людей унижение?
И о бумеранге, который возвращается. Жена Брошана, Кристин, решила сначала припугнуть мужа, объявив о своём уходе. То ли её чаша терпения переполнилась от его жестоких игр, то ли его измены заставили действовать. Это не объясняется, но важен её уход как катализатор. Брошан оказывается в схожей ситуации с презираемым Пиньоном. Это ему вдвойне неприятно – ничтожный дурак стал свидетелем его унижения. С этого момента роли стали стремительно меняться. Брошан, у которого вся жизнь была под контролем, вдруг попал под полное управление дурака. Об этом ему доложил с великим удовольствием Лебланк .
Появление Лебланка в квартире Брошана праздник! Я умирала вместе с ним от смеха. Как искренне и заразительно сыгран этот персонаж Франсисом Юстером! Как же он навеселился в компании с дураком, который перевернул все роли, заранее расписанные Брошаном! Лебланка раздирает смех, он вот-вот рухнет на землю. И эту неожиданную месть за предательство он получил от человека, предназначенного для битья. Я торжествовала вместе с ним. Но самый роскошный эпизод, в котором на сцену выходит налоговый инспектор Шеваль (Даниэль Прево).
Шеваль – друг Пиньоня, у него нюх на ситуацию, когда утаиваются налоги. Каким ястребиным взором он окидывает апартаменты Брошана, замечая следы от спрятанных ценностей. Прощаясь, он обещает ему новую встречу.
Вся четвёрка актёров мужчин великолепна! Тончайшая актёрская игра в нюансах. Полный восторг от божественного лицедейства. К сожалению, женщинам, Кристин (Александра Вандернот) и Марлен (Катрин Фро), играть практически нечего.
Марлен отведено больше места, чем жене Брошана и её разговор с Пиньоном мне показался многообещающим в плане продолжения их отношений.
Мой вывод – иногда дураки очень помогают понять жизнь с другой стороны. Вопрос в том, как это понимание поможет эту жизнь исправить.
И ещё — закончив смотреть картину, я тут же захотела снова её смотреть. А это не так часто со мной бывает.