Самый обожаемый английский роман был написан дочерью сельского священника за десять месяцев. Без образования, в возрасте 21 года. И этот роман спустя двести лет мы с неизбывным трепетом держим в руках. Можно сказать, что Элизабет Беннет написала книгу о себе.
Двести лет минуло с тех пор, как роман занял самое дорогое место на книжной полке (не сердись, Шарлотта, он стоит рядышком с твоей «Джейн Эйр» и трудно сказать, что ближе сердцу), но этого вполне могло не случиться. Лондонские издатели хором проигнорировали рукопись, предложенную на их суд молодой девушкой. Холодный отказ и пренебрежение едва не заставили Джейн бросить любимое занятие. Однако потом словно прорвало плотину – роман «Гордость и предубеждение» был опубликован, а следом один за другим – «Мэнсфилд Парк» и «Доводы рассудка». А её брат даже снизошёл до того, что решился поставить эти книги рядышком с произведениями Фанни Берни (???) и Марии Эджуорт (???).
Как она прошла весь этот путь оттуда до наших дней – долгая история. Сначала публика забыла её. Потом Джордж Элиот бросилась читать вслух шесть её романов своему любовнику Джорджу Генри Льюису – перед тем, как взяться за свой «Мидлмарч».
Марк Твен и Шарлотта Бронте просто её терпеть не могли. Редьярд Киплинг просто её обожал. Генри Джеймс обязан ей настолько многим, что боялся признаться в этом. Вирджиния Вулф называла её «совершеннейшим художником и писателем, чьи книги бессмертны».
Академики лингвисты склонили перед ней головы. Затем пришли фильмы, ещё экранизации, Колин Фёрт, книги поклонников.
И вот мы с вами свидетели славы Джейн Остен планетарного масштаба. Она – икона.
Остен непостижима. Это как с Шекспиром – величина достижений несоразмерна с жизнью создателя. Только в случае с Шекспиром нам практически ничего неизвестно о его жизни. А в случае с Остен, нам практически известен каждый её шаг.
Она выросла в большой грамотной семье. Делила комнату с сестрой. Никогда не бывала за границами Англии. Спровоцировала скандал. Стремилась попасть в высшее общество. Переписывалась с прославленными современниками. Разбогатела. Разорилась. Умерла старой девой в возрасте 41 года.
Когда обращаешься к романам Остен, самыми яркими чертами кажутся такие нюансы как достоинство и такт. Именно такт. Она не навязывает нам информацию о себе, оставляя читателя наедине со своей изумительной прозой.
«Гордость и предубеждение» опровергает самое главное человеческое убеждение в том, что чувства всегда истинны. Чувства не бывают правильны или неправильны, они просто есть. А женщины имеют на них право, потому что эмоции и чувства это единственное, что оставалось женщине в мире, принадлежащим мужчинам.
Это главный аргумент феминизма, но история Элизабет Беннет говорит совсем о другом. Лиззи переполняют чувства и эмоции – она возмущена высокомерием мистера Дарси, его вопиющим отношением к исключительно обаятельному мистеру Уикему. Она также ненавидит мистера Дарси за то, что он испортил планы на замужество старшей сестры.
Но вся её страстная убеждённость оказалась полностью построенной на неверных домыслах, продукте эмоций и чувств. Ей становится так стыдно. Получается, что она была совершенно слепой, предвзятой, необъективной, нелепой.
Эмоции это вредно. Вот что пытается внушить нам писательница. Если умозаключения делаются исключительно на эмоциях, они также вредны и неверны. Даже если они казались правильными в какой-то ответственный момент. Они ведь чувства, как их запретить? Но если делать поспешные выводы, мы так никогда не вырастим и не станем счастливыми.
Почему же мы так любим этот роман? Да потому что Остен жертвует чувствами Элизабет, чтобы только мы испытали свои собственные эмоции.
Часто герои Остен не самые состоятельные или самые красивые люди. Часто всё складывается несколько тревожно. Но только не в романе «Гордость и предубеждение». Здесь она даёт нам всё, что мы жаждем получить: умнейшие диалоги, законченных глупцов, любимейшую героиню, красивейшее поместье.
А главный герой не только высок и хорош собой, но ещё и состоятельный мужчина с безупречной родословной.
Он, конечно, заносчив и горд, но это только добавляет интриги. Разве женщины не обожают заносчивых гордецов? И женщины изо всех сил стараются завоевать таких недотрог.
Помните, что Дарси говорит о Лиззи своему другу Бингли в их первую встречу на балу?
«Она недурна, но не настолько, чтобы меня привлечь».
Рассчитанное оскорбление. В этом-то и есть истинная история – Дарси ранит женское самолюбие Джейн, но наступает расплата, а вместе с нею и наша с вами победа, когда Дарси меняет своё мнение и искренне раскаивается.
Остен преподаёт нам роскошный урок в том, что чувства бывают неправильны.
Дарси и Элизабет. Элизабет и Дарси. Теперь они стали фактически мифологией. Наподобие того, что сотворили греки с Ахиллесом или Медеей, фигурами, говорящими о чём-то извечном, о человеческом. Чтобы ориентировать других, явиться моральным вектором, чтобы мы бесконечно пересказывали их историю. В какой угодно форме: зомби, Бриджет Джонс, «Гордость и хищник» Ф. Д. Джеймс, афро-американская вариация, еврейская семья Беннетов или мистер Дарси в образе ангела, спасающего Америку от пришествия Сатаны – все жаждут создать свою историю, вырезать Элизабет и Дарси из книги, поместив их в другие интерьеры, при других обстоятельствах. Они воплотили архетипы, которые мы примеряем на себя: умные, добрые, ошибающиеся, но умеющие прощать, чарующие, влюбчивые и ужасно счастливые.
Двести лет, это вам не шутка. Салют! Пусть всегда будут Дарси и Элизабет.
источник — The Guardian
Поздно, поздно я начала читать книги Джейн Остен.Очень поздно. Очень важные моменты взросления и как следствие получение определенного жизненного опыта, так необходимого для каждой взрослеющей девушки, описываются в каждом романе Джейн Остен. Внимание привлекают детали отношений героев и их чудесные монологи. Большим плюсом является отсутствие нудной морализации. Замечательные произведения замечательной писательницы. В общем-это моя любофь-любофь!
И моя!
Самая любимая , самая замечательная книга, книга,которую можно в любой момент жизни перечитать и найти в ней что-то новое и близкое! Люблю и «Джейн Эйр» Шарлоттты Бронте, и Шекспира, но для Остен в моем сердце есть Особый Отдел. Пусть всегда будут Элизабет и Дарси ! Именно такими, как на фото выше, они и были.
А Вам понравилась экранизация «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли и Мэттью Макфейденом?
Мне понравились Джуди Денч (мы ее всей семьей обожаем),а также работа режиссера, оператора и композитора. Я поклонница Райта и его команды еще со времен мини-сериала про Карла Второго с Руфусом Сьюэллом (очень советую посмотреть). Обожаю музыку Дарио Марианелли во всех фильмах Райта и в «Джейн Эйр» Фукунаги. Но — при всем моем уважении к Кире Найтли (люблю ее игру в «Искуплении» и в «Не отпускай меня») и Мэттью Макфейдену (за его роли в ВВС-экранизациях)—она совсем не Лиззи, а он—отнюдь не Дарси.
Да и вообще-персонажи сериала по характеру больше похожи на написанных Остен. Категорически мне не понравились более старые экранизации «ГиП».
Мне кажется, Джуди Денч нечего было играть в «ГиП», слишком всё скомканно.
Для меня этот фильм просто насмешка над классикой. Такие сильные актёры, хороший режиссёр, сценарист Эндрю Дэвис, автор экранизации 1995 года, а результат просто взбесил. И Кира, конечно же не Лиззи, слишком из сегодняшнего дня. Ей не хватало только сигареты в руках.
Спасибо за совет посмотреть «Последний король».