Кинокритики захлебываясь фонтанируют хвалебными сентенциями превознося гений режиссера греческого происхождения Йоргоса Лантимоса за его фильм «Убийство священного оленя». Золотая пальмовая ветвь Канн, овации на гнилых помидорах и в крупных зарубежных киноизадниях. Надо и нам приобщиться к гениальному творению современного кино искусства… Дальше будет рецензия, это подразумевает нетолерантное, авторско-субъективное мнение, не гнушающееся раскрытием частично или полностью сюжета, а так же демонстрацией общественности внутренностей пациента. Поехали?!
С места в карьер.
Семья у главного героя Стивена на первый взгляд примерная. Любящая жена, потакающая желаниям мужа. Любящие дети с которыми Стивен проводит время. Но когда наступает беда, весь этот уютный мирок начинает расползаться, как гнилая ветошь на веранде дачного дома.
Жена
Очевидно, что постельные сцены с Николь Кидман, основной целью имеют продемонстрировать ВСЕМ, что она еще ОГО-ГО! В свои то 50 лет, даст фору многим молодухам. Ее героиня вызывает вначале удивление, а затем и брезгливое отвращение – за то, что она предлагает сделать мужу с одним из детей с формулировкой “мы еще нарожаем”, такая мамашка достойна ужаса, происходящего с ее семьёй.
Главный герой
Но больше всего убивает в этой драме главный герой, кардиолог Стивен, в исполнении Колина Фаррелла. Своей непоследовательностью и нелогичностью поступков по всем направлениям — от профессиональной – врачебной, до семейной – то, что он вытворяет как муж и как отец двоих детей, это шок. Происходящий бред нельзя списать на фантастичность сценария, на современную интерпретацию древнегреческого мифа и на “творец так видит” — это просто какая-то «неведомая херня». Потому-что для того, чтобы убить своего ребенка (да и чужого тоже) из-за своих грехов, надо быть конченной мразью и адским днищем вне зависимости от смены антуража, времени и пространства. Тут уже никакие аллегории, высшие материи и заумь не помогают. То, как этот кардиолог быстро сдался в диагностике заболевания детей, как поверил в проклятие и сверхъестественный бред, это его отлично характеризует как профессионала. То, как он повел себя с пацаном, вначале приручив его (сцена, где он демонстрирует Мартину свою волосатость подмышек, просто двойной фейспалм), а затем и пригласив к себе домой, к своим детям — это верх идиотизма, нарушение правил безопасности и профессиональной этики. Каким надо быть безответственным инфантильным кретином, чтобы зная о своей вине в смерти пациента, начинать дружить с родственниками, дарить им подарки, а затем и вовсе приглашать к своим близким? Такого спасет только лоботомия. Да, ГГ пытается как-бы из последних сил выбить из виновника его бед какие-то рецепты по спасению жизни детей, но делает это настолько вяло, что на фоне его постельных сцен с женой, возникает подозрение в его импотенции, не только физической, но и моральной. Отчаявшийся отец выглядит по-другому, посмотрите в фильме «Пленницы» на героя Хью Джекмана. Вариантов заставить человека, виновника твоих самых сокровенных страхов, говорить огромное количество, тем более, когда он полностью в твоей власти.
Главный злодей, рок, орудие судьбы и … даун
Тинейджер Мартин, который как бы ни причём, он как карающая длань высших сил справедливости(?!) и вовсе смахивает на больного синдромом дауна, полуоткрытый рот, телячий взгляд без тени осознания действительности. Это бы могло быть фишкой «Священного оленя», хитрым сюжетным ходом – злодей-даун (как в «Очень страшном кино 1»), но нет, это обычный пацан, курит, гоняет на мотоцикле, привязывается и даже дружит с детьми Стивена. Как после этого их обрекать на смертельную болезнь, ведь он осознает, что делает в полной мере?! Он словно голем, аватар, пустая оболочка, без души, чувств, эмоций. То, что он делает — знаки внимания к дочери ГГ, доверительные разговоры с ними, благодарность ГГ, вежливость и открытость — все это, как программа внутри машины. И так и не понятно, какое он оказал воздействие на детей или это вовсе не он, а он лишь выступал бесстрастным напоминанием ГГ о совершенном им грехе, о том, почему на него свалилось это. Парень, сыгравший Мартина, Барри Кеоган либо гениальный актер — вызвать одним своим видом омерзение, презрение и даже какое-то чувство стыдливой жалости, как когда смотришь на больного ДЦП, либо просто он сам по себе такой «располагающий к себе» парень. Его только за настырность и наглую рожу уже хочется бить, а уж после того, что он творит с детьми, так и вовсе нарезать ровными ломтиками, думаю со мной согласится любой отец (да и матери в стороне не останутся).
О чем фильм Священный олень?!
Я честно пытался вникнуть в концепцию фильма, воспринять посылы, эманации и метафоры от режиссера Йоргоса Лантимоса, какие бы они не были. Благо улавливать там нечего, это вам не Мама! Даррена Аронофски. Итак, человек совершил грех — невольное убийство, грех он должен свой искупить, понеся тяжелейшее наказание. Тяжелейшим наказанием будет убить своего ребенка, своего наследника, который еще и хотел пойти по стопам любимого отца, потому что он отнял жизнь у мужчины, у которого был любящий сын. Такая хитрая схема взаиморасчета – ты случайно убил чьего-то отца, значит заплати за это своим сыном. Все правильно? Ничего не упустил? Так вот, если человек может убить своего ребенка в заданных сценаристом фильма условиях, то для него это не наказание. Потому что это уже не человек, а существо, описанное выше.
Фильм гнилой и его не спасает ни мастерски нагнетаемая атмосфера несчастья, ни актерское мастерство Колина Фаррелла. Гнилая и противоестественная до полного отторжения история (опять в антагонисты приведу фильм «Мама!») — вот что губит его на корню. Сомневаетесь — тогда досмотрите до финала, когда семья, состоящая уже изтрёх человек, идет кушать в кафешку. Вот это, я понимаю, настоящий семейный обед.
Вас послушать, так ни один фильм в 2017 году вас не устраивает. Фаррелл великолепно сыграл заблудшего, потерявшего надежду отца.