Свои — российский кинофильм, вышедший в 2004 году. Появление хорошего качественного фильма в современном кинематографе России -редкость. Честное слово за последние десять лет действительно хороших фильмов вышло по пальцам пересчитать. А что я считаю хорошим фильмом… Это такой фильм, который хочется пересматривать ещё и ещё, когда после просмотра хочется узнать больше о событиях, рассказанных в нём, о музыке, об актёрах, о режиссёре и его предыдущих работах. Фильм, который останется с тобой надолго, ибо он потряс тебя до глубины души.
«Свои» Дмитрия Месхиева – настоящий подарок для зрителя, который устал от подделок под Голливуд. Зритель, истосковавшийся по реалистичному кино, получит сполна то, что искал. Фильм потрясает живой игрой актёров, своими натуральным красками, качеством операторской работы и особенно душевно — русской музыкой композитора Святослава Курашова. Кстати именно из-за музыкального сопровождения мне запомнился этот фильм. Долго не мог найти к нему музыку, но благо тот кто ищет, всегда находит и я в итоге её нашёл. Вот несколько мелодий для ознакомления:
Проблема, поднятая в фильме – кто есть «свой», а кто есть «чужой» необычайно актуальна для человечества в целом. Из последних фильмов на эту тему вспоминается сразу Аватар Джеймса Камерона, а именно поступок главного героя Джейка Салли по отношению к своей расе «гуманных и цивилизованных» людей, в результате которого мирно — захватнические цели людей территории планеты Пандора провалились с полным крахом. Но в Аватаре было всё ясно – там было две расы: На’ви и люди. И разделение на «своих» и «чужих» было яснее ясного. В фильме же Свои Дмитрия Месхиева есть только одна раса – люди. И понять кто же «свой», а кто «чужой» гораздо тяжелее, нежели в Аватаре Камерона.
Сюжет фильма развивается необычайно бодро. Идёт август 1941 год. На мирно обедающих русских солдат из советских частей некоего штаба нападают немцы. Берут многих в плен, а командиров и высоко стоящих по званию расстреливают. Среди пленных оказываются главные герои- чекист (Сергей Гармаш), комиссар (Константин Хабенский), снайпер (Михаил Евланов). По дороге снайпер по фамилии Блинов рассказывает, что неподалёку расположена его деревня и дружная тройка решает бежать. Им это удаётся и ещё до вечера оказываются у него дома. Происходит встреча батьки Блинова (Богдан Ступка) и троицы, после чего он решает их спрятать в сарае. Двое из беглецов (чекист и комиссар) не доверяют папаше Блинова, предполагая, что он является полицаем (презрительное название, данное вспомогательной полиции, сформированной на оккупированных немцами территориях из местного населения и военнопленных). Но как потом выясняется, он является аж местным старостой, работающим непосредственно на немцев. Но какой батька будет выдавать своего сына, бежавшего из плена? Остальных двух он бы сдал не задумываясь, ибо сам пострадал от советской власти -был раскулачен. А какова разница кому служить, если свои же лишают тебя дома, хозяйства и добра?
Режиссёр мастерски смог показать противоречия, возникающие при просмотре фильма. По началу всё казалось предельно ясно – война между немцами и русскими. Понятно, что чужие – немцы, а русские — свои. В сцене, когда чекист приезжает в штаб в самом начале, мы видим сидящих вокруг стола командиров и начальников вместе с их подчинёнными. Понятно, что здесь все свои. Но спустя лишь пару минут, когда уже многих убили, а остатки забрали в плен, становится ясно, что сцена-то была наигранной. И нет там ни своих, ни чужих. Когда комиссара начинает шантажировать пленный писарь, намекая, что тот по национальности еврей и «из-за таких вот» он не собирается голодать. Благо чекист подоспел на выручку, зарезав шантажиста. Это лишь один из эпизодов, где настоящая сущность человека проявляется особенно отчётливо. Так будет на протяжении всего повествования — постоянная неуверенность в подлинности главных героев. Постоянный вопрос -свои они или чужие? Только когда разоблачение будет грозить всем, а шантаж полицмейстера (Федор Бондарчук) станет невыносимым, вот тогда и проявится сущность каждого, настанет момент истины. Именно это и интригует зрителя – как поведёт себя каждый из героев в тот или иной момент, сдаст или не сдаст Блинов старший чекиста и комиссара продажному полицмейстеру за своих похищенных дочек…Эта интрига не позволит расслабиться ни на минуту.
Не зря фильм собрал многочисленные награды: Премии Ника за лучший сценарий, лучший игровой фильм 2004, лучший оператор; Золотой Орёл за лучший сценарий (Валентин Черных), лучшая мужская роль (Сергей Гармаш), лучшая операторская работа (Сергей Мачильский), а также на 26-ом Московском Международнем кинофестивале фильм был удостоен главного приза «Золотой Георгий» за лучший фильм фестиваля, приза «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли (Богдан Ступка) и за лучшую режиссёрскую работу (Дмитрий Месхиев) и многие другие.
Нашел замечательный сайт посвященный российскому актеру Дмитрию Дюжеву — Дмитрий Дюжев — неофициальный сайт Космос во всей красе )