Старшеклассник Кайл Кингсон (Алекс Петтифер), пользующийся большим успехом в школе, не отличается деликатностью и душевной открытостью. По неосторожности Кайл оскорбляет девушку по имени Кендра (Мэри-Кейт Олсен), прирождённую ведьму, которая накладывает на него заклятье. Чтобы вернуть нормальный человеческий облик, скрывшемуся от мира Кингсону предстоит найти ту, что, невзирая на обезображенную внешность, готова полюбить.
Вообще-то в оригинальном названии содержится прозрачный намёк на произведение француженки Жанны-Мари Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище» /1757/ (по-английски – The Beauty and the Beast), и с учётом данного обстоятельства заголовок следовало бы перевести, наверное, так: «Чудовищно». Причём если о романе Алекса Финна, изданном в 2007-м1, но остающемся за пределами США практически неизвестным, сложно сказать что-то определённое, то картина Дэниэла Бэрнза2, на мой взгляд, достаточно точно передаёт дух знаменитой сказки, не утрачивая созвучия современности.
Неплохие, вопреки опасениям продюсеров, коммерческие показатели фильма, собравшего в североамериканском прокате (при явно среднем бюджете $17 млн.) $27,85 млн., косвенно доказывают удачность сделанного выбора. Тема, поднятая писательницей в эпоху нового времени, актуальна как никогда прежде!
Конечно, лучшими (каждая по-своему) экранными адаптациями сказки остаются версии Жана Кокто и мастеров студии Уолта Диснея – но «Страшно красив» по ассоциации вызывает в памяти тоже удачный одноимённый телесериал 1987-90-х3, где мотивы литературного первоисточника звучали ещё таинственнее, несмотря на погружение действия в знакомые нью-йоркские реалии. Режиссёр-сценарист делает нечто похожее, смело разбавляя перипетии типичной подростковой мелодрамы мистикой, которая, как ни странно, вполне органично вписывается в повествование, придавая особый оттенок атмосфере Монреаля – мегаполиса вроде бы типичного, но таящего некую загадку. Загадку, будоражащую воображение куда сильнее, чем «готические» визуальные эффекты… Особенно же непривычно видеть Мэри-Кейт Олсен – ту самую, славную и жизнерадостную сестрёнку Олсен из бесчисленных комедий, неожиданно (если не ошибаюсь, впервые в своей карьере) рискнувшую сменить имидж. Хотя в т.н. выбор тинэйджеров, ревностно отслеживаемый телеканалом MTV, попали Алекс Петтифер и Ванесса Хадженс.
Вполне допускаю, что кто-то сочтёт фильм Бэрнза излишне сентиментальным или затянутым, но лично на меня лента произвела неожиданно сильное впечатление, развеяв первоначальное предубеждение против, как казалось, заурядного жанрового образчика. «Страшно красив» принадлежит ко всё-таки небольшому числу произведений (необязательно опирающихся на классические тексты), которые позволяют без видимых усилий воспарить над повседневностью, обыденностью ситуаций. Поставив под сомнение одну из важных (правда, редко озвучиваемую в явном виде) установок Запада, авторы вызывают искренне уважение, отдав предпочтение второму из предложенных нашим поэтом Николаем Заболоцким варианту: «А если это так, то что есть красота // И почему её обожествляют люди? // Сосуд она, в котором пустота, // Или огонь, мерцающий в сосуде?»