История, изложенная в драме «Соммерсби», восходит к 16 веку. Некий Мартен Герр бежал из своей французской деревеньки, оставив жену с ребёнком, и вернулся, спустя восемь лет, когда до него дошли слухи, что под его именем живёт другой человек, пользуясь его женой и деньгами. Он легко доказал, что мужчина самозванец и согласно законам того времени, его повесили, а труп сожгли. Дальнейшая судьба этого колоритного персонажа неизвестна, но интересная история вдохновила множество авторов и режиссёров, как в театре, так и в кино.
В 1982 году появился известный фильм «Возвращение Мартена Герра» с Жераром Депардье.
Американцы рассказали историю совершенно по-своему, поэтому назвать их картину ремейком язык не поворачивается. Скорее, это вариация на тему…
Режиссёр Джон Эмиел («Западня», сериал «Тюдоры») перенёс историю в тот момент, когда только что закончилась Гражданская война, и Джек Соммерсби возвращается на свою ферму. О нём давно ничего не слыхали и решили, что он погиб во время военных действий. Никто о нём особо не беспокоился, включая жену Лорел. Соммерсби был паршивым мужем и отцом, а потому не станешь осуждать её за то, что она собралась замуж за своего соседа Орина (Билл Пуллман).
Но однажды в деревню возвращается человек, утверждающий, что он Джек Соммерсби. Чисто внешне сомнений никаких, это Джек, но как человек он решительно переродился – он очень добр и внимателен к Лорел и её сыну, он старается помочь своим более бедным соседям. Он также обратился в практичного бизнесмена, предложив засеять поля табаком. Люди с готовностью принимают его объяснения по поводу изменений в характере – «Война меняет людей и заставляет ценить жизнь».
Но нашлись и те, кому Джек Соммерсби перешёл дорогу — Орин мечтал жениться на Лорел, но его планы пошли прахом, он нутром чувствует, что Джек Соммерсби самозванец.
Дружеские отношения Джека с бывшими рабами не одобряют расисты, их подозрения только усиливаются, когда Джек продаёт часть своей земли всем желающим.
Под именем Джека Соммерсби укрылся бывший школьный учитель Гораций Таунсенд. В его прошлом есть тёмные пятна, он далеко не ангел уже и потому, что решился занять место другого человека.
Вопрос идентичности Соммерсби встаёт перед Лорел, когда в её доме появляются офицеры, чтобы арестовать мужа по подозрению в убийстве.
Казалось бы, чего проще? Достаточно сказать, что её муж не Соммерсби и его жизнь спасена.
Однако такой путь совсем не для Горация Таунсенда.
Ричард Гир поразительно тонок в передаче нюансов своего противоречивого персонажа. Весь фильм непонятно, насколько порядочен его герой, чего ждать от него, и когда он предстанет в своём истинном виде. Таунсенд пошёл на преступный обман ради идеала, и ради идеала он готов отправиться на виселицу.
Ричард Гир сумел показать многогранность Таунсенда – он очень живой человек, симпатичный, и ему веришь.
Джоди Фостер отлично передаёт характер Лорел, женщины, которую разрывают сомнения – она хочет принять нового, изменившегося мужа, но она боится, что её счастье построено на лжи.
Фильм исследует тёмную территорию человеческой психологии, поиска места в жизни и покаяния за грехи.
А вы посмотрели фильм? Поделитесь впечатлениями об игре Ричарда Гира? Насколько вам показался правдоподобным такой сюжет?