Шерлок Холмс: Собака Баскервилей \ The Hound of Baskervilles (1939) – реж. Сидней Лэнфилд

«Собака Баскервилей» это классический перенос на экран самого знаменитого  рассказа Артура Конан Дойла. Узнаётся каждый персонаж и каждое событие. Лишь короткое время картины не позволяет полнее раскрыть характеры, но такая динамика типична для всех фильмов из этого сериала. Зато как раскрыт образ доктора Ватсона! Я просто в него влюблена.

Сразу надо отметить, что этот фильм снимал Сидней Лэнфилд, не Рой Уильям Нил. Наверно поэтому ощущается другая рука во всём. И даже пара Рэтбоун-Брюс заявлена в титрах не первой, а после актёра Ричарда Грина (Генри Баскервиль), что странно, если посмотреть его фильмографию.

Я не нашла в ней ничего отдалённо сопоставимого с заслугами Бэзила Рэтбоуна, ни одного блокбастера. Но Ричард Грин и вправду украсил фильм. О нём ещё скажу.

Так как фильм полностью следует рассказу писателя, то пересказывать сюжет не имеет смысла, все его знают. А вот то, как представлены герои, стоит порассуждать. Со смертью сэра Чарльза, нынешнего владетеля Баскервиль Холла, вновь оживилась легенда из 16 века о роковом проклятье рода Баскервилей. Эту цепочку смертей возглавил Хьюго Баскервиль из середины 16-го века. Он похитил девушку, спрятал её в своём доме с самыми дурными намерениями, но девушка сумела убежать. Хьюго за ней погнался, но был разорван в клочья собакой. Вот так и пошло-поехало.

Доктор Мортимер, засвидетельствовал смерть сэра Чарльза и тут же обратился к Шерлоку за помощью.

Он видел огромные следы собаки возле его тела, но полиции ничего не сообщил, чтоб не засмеяли. А тут приезжает наследник из Канады, подвергая себя смертельной опасности. Холмс соглашается помочь.

Между ним и Генри сразу устанавливается взаимопонимание. Но ещё большим товарищем для Генри во время отсутствия Холмса стал доктор Ватсон.

Шерлок опять ударился в отъезды и переодевания. Ему это нужно для того, чтобы убийца расслабился и выдал себя.

Удаляясь с места событий, сыщик тем самым ставит сэра Генри под удар, и только случайность спасла ему жизнь. Почему он так опрометчив, я не понимаю.

Совсем не показано, как он пришёл к заключению, кто убийца. Интересно, что Ватсон шлёт Холмсу письменные отчёты о том, что происходит в поместье и на болотах, а вот что делает в Лондоне сыщик, непонятно. Предполагаю, что он в это время роет землю носом в поисках компромата на Джона Степлтона. Вопрос, почему? Когда он заподозрил этого молодого человека, доктора, биолога, собирателя древностей?

Мне более всего показалось странным, что он живёт со своей сводной сестрой Бэрил.

Если вы помните нашу версию «Собаки Баскервилей», то наверняка вас заинтересовали отношения между братом и сестрой, которые вовсе не родственники, а любовники. И эта версия гораздо правдоподобнее, чем в американском фильме. Здесь это странно и даже противоречит морали того времени. Ватсон пишет в своём отчёте, что Степлтон вызвал у него неприязнь. Чем? Мне осталось непонятно. Он вообще сыгран двух-мерно, не вызывает желания узнать его подноготную, настолько он бесцветный.

Мне показалось, что слишком быстро началось сближение между сэром Генри и Бэрил Степлтон. Такое впечатление, что он впервые в своей жизни встретил девушку и сразу влюбился по уши.

Но то, что он очень приятный актёр, это, несомненно. Просто душка.

Ещё один персонаж завоевал моё расположение именно в этой истории – доктор Ватсон. Никаких капризов, ясный ум и чёткие действия, смелый, готовый прийти в любую минуту на помощь. Тронул моё сердце, как никогда.

Мне показалась лишней сцена спиритического сеанса. Жена доктора Мортимера увлекается спиритизмом, и я думала, что вот оно, случится какое-то откровение. Не случилось. Пустая сцена. Что мне особенно понравилось, так это собака. Никакой мистики, фосфора и прочих спецэффектов, просто большая злая псина. И не дай бог встретить такую морду в ночи.

Очень впечатлили сами болота, а поместья выглядят как обиталища зомби, но не людей. Как жить в таких жутких строениях?

Причём, это только фасады выглядят удручающе, внутри все светло и уютно. Но страху нагоняют. Там и днём то неприятно мимо проходить, а уж в сумерках совсем противопоказано. Думаю, куда бежал сэр Чарли в ночное время через болота, почему не ехал на лошади в сопровождении слуг? Эти вопросы прямо повисают в воздухе.

Очень понравилась сцена, когда Холмс, чтобы сосредоточиться, взялся за свою скрипочку, а Ватсон спрашивает: «Вы что, собираетесь пиликать?» Холмс, улыбаясь, начинает играть, а доктор в раздражении всплёскивает руками.

Такие эпизоды вызывают во мне теплоту.

Итак выставляю фильму твёрдую четвёрку, ему далеко до нашего советского фильма, но он имеет право на существование. Хотя бы для того. чтобы было с чем сравнивать)

P. S.  Режиссёр Сидней Лэнфилд снял великолепный сериал «Семейка Адамс» 1964 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *