История семьи Бронте не менее драматична, чем книги, которые они оставили после себя. Два дня назад на телевидении Британии прошла премьера двухчасовой драмы «To Walk Invisible» (Пройти незаметно) — исследование напряжённой атмосферы, где расцвела фантазия сестёр Бронте, отчасти спровоцированная их братом Бренуэллом, наркоманом и алкоголиком. Режиссёр картины Салли Уэйнрайт и Трейси Шевалье, писательница исторических книг, ведут интересный разговор об этой невероятной семье. Я получила огромное эстетическое удовольствие. Читайте!
Трейси Шевалье: Давно собиралась спросить – «Вы – Шарлотта или Эмили?»
Салли Уэйнрайт: (смеётся) Пожалуй, Эмили и Энн.
Трейси: Обычно поклонники этой семьи предпочитают выбрать между Шарлоттой и Эмили. Теперь сюда вклинилась Энн.
Салли: Я думаю, она просто была в тени своих сестёр. Когда я читала письма Шарлотты, то между строк проскальзывали намёки, что отношения сестёр были очень трудными. Шарлотта хотела быть другом Эмили, но Эмили был никто не нужен. Поэтому я представила их в своём фильме такими изворотливыми в отношениях друг с другом, где Энн была как связующее звено между ними.
Трейси: Она была примирителем.
Салли: Она была чуть взрослее. Она дольше всех имела место работы и больше соприкасалась с реальной жизнью, чем Шарлотта, или Эмили и, тем более, Бренуэлл. Мне захотелось вывести Энн из тени, и она не просто «та, другая». Шарлотта время от времени словно извинялась за Энн и Эмили, говоря, что они не ведали, что творили, когда писали свои книги. Конечно же, они ведали и знали, что делают.
Трейси: Я смотрю на Шарлотту с точки зрения писателя и считаю «Джейн Эйр» более солидной работой. «Грозовой перевал» хотелось забросить в дальний угол комнаты.
Салли: Правда?
Трейси: Там такая странная структура…
Салли: Восхитительная структура.
Трейси: Она невероятно жестокая.
Салли: Она сложная. Люди сложные. Люди имеют свою тёмную сторону.
Трейси: Но и «Джейн Эйр» также сложная и в какой-то мере даёт читателю больше. Я чувствую, что и сама Эмили была неспособна дружить. Она бескомпромиссна. И книга «Грозовой перевал» тоже бескомпромиссна и она изматывает душу. Я думаю, такие люди, как Эмили, необязательно вы, восхищаются безумной страстью между Хитклиффом и Кейти. А ведь он ужасный тип.
Салли: Нет, это роман о домашнем насилии. Он странный, потому что это любовный роман и в то же время нет. Это странная связь. Думаю, вот отчего мне нравится Эмили – у неё такой необычный склад ума. Я восхищаюсь ею, стремлюсь к её высоте. Знаете, я никогда не буду такой умной. Она чрезвычайно умна. Меня интригует тот факт, что она была такой замкнутой. Меня влечёт эта женщина, которая была сама собой. Она не была особенно женственной и шла собственной дорогой. Вот где я расстаюсь с Шарлоттой. В ней были задатки великой феминистки, а затем она сдалась.
Трейси: Как?
Салли: Бросила писать, когда вышла замуж.
Трейси: Я думаю, она наслаждалась новой ролью. Мне бы очень хотелось узнать, что бы случилось, доводись ей прожить дольше. Уверена, что она бы вернулась к написанию книг.
Салли: Что особенно восхищает в Шарлотте, это то, что она писала о женском опыте. Она была одной из первых женщин, кто действительно это испытала в «Джейн Эйр». Она писала как никто до неё о том, что думали и чувствовали женщины.
Трейси: Все, кто вырос в Йоркшире, погружены в тему семьи Бронте или это особенно дорого вам?
Салли: Не знаю, как насчёт погружения всех, но я погрузилась точно. Это делали мои родители по воскресеньям – брали нас куда-нибудь с собой, вроде Пастората (дом Бронте). Помню, меня просто переполняла атмосфера этого места. Мама говорила: «Вот диван, где умерла Эмили». А моя сестра говорила: «Ладно, мы уходим». Но меня это притягивало. Это было очень тяжёлое чувство для ребёнка.
Трейси: Для взрослого тоже! Когда смотришь на эти окна на фасаде дома, видишь эти могилы…брр. Когда канал BBC попросил вас снять этот байопик, какую часть вы решили перенести на экран?
Салли: Последние три года в их жизни были такие напряжённые, что мне не пришлось ничего выдумывать – всё перед глазами. Мне хотелось поместить Бренуэлла в эпицентре, не изображать его отстранённость. Меня интересовало, как он воздействует на семью, будучи алкоголиком. Когда мы представляем себе семью Бронте, мы привычно думаем о нём как о вызывающем раздражение младшем брате где-то на задворках семьи. Но в свете их ежедневной личной жизни он не был на заднем плане, он был их вечная проблема, с которой им приходилось жить.
Трейси: Каждый раз, приезжая в Пасторат, я сразу поднимаюсь на Пенистоунский Холм, чтобы наблюдать, как медленно возводятся декорации. Это было завораживающим.
Салли: Это действительно грандиозное зрелище, но у нас было несколько проблем. Мы выбрали замечательное место для строительства – ландшафт обязывал, но одновременно это было просто безумное место в смысле погоды. Нам следовало бы знать, что там дуют постоянные ветры. А так как мы использовали много компьютерной графики, мы с таким же успехом могли выстроить это в Манчестере. Позор. В какой-то момент муниципалитет хотел купить это и сделать туристическим объектом, но к тому времени, когда мы закончили съёмку, всё развалилось из-за погоды.
Трейси: А вы что-нибудь писали до этого об исторических личностях?
Салли: Нет, это впервые.
Трейси: Ощущали какую-то скованность?
Салли: В написании диалогов того периода! Я так нервничала, чтобы сделать всё, как надо. Мне потребовалось много времени, чтобы решиться на написание сценария, потому что я не хотела, чтобы это ощущалось, как историческая драма. Я хотела, чтобы всё ощущалось живым. В первый раз я не писала что-то современное. Я воспринимала это как вызов. Какие слова взять из сегодняшнего дня и позволить им звучать естественно в том времени. У нас были длительные споры по поводу использования слова “fuck”.
Трейси: Они это говорят? Эмили говорит?
Салли: Бренуэлл говорит. Я сидела в библиотеке Пастората с Сивом Янссоном, моим литературным советником. Энн Динсдейл (главный куратор) немного поодаль, и я шепчу Сиву: «Как вы думаете, Бренуэлл сказал бы “fuck”? Энн воскликнула: «Конечно, сказал бы!». Я подумала: «Хорошо, беру это слово». Я говорю вам о том, как попытаться достичь этого баланса между ощущением вибрации и использованием языка…
Трейси: …с уважением к тому периоду? Добро пожаловать в мой мир! Я стараюсь решить эту проблему путём подбора пары, оставаясь при этом очень воздержанной. Очень тяжело достичь чистоты, которая даёт ощущение безвременности, в то же время получаешь ощущение эпохи. Обожаю писать диалоги. Не люблю описаний. Сценарий ведь весь состоит из диалогов?
Салли: Я вставляю туда массу режиссёрских указаний. Однажды Кэй Меллор (британская актриса, режиссёр, сценарист) мне сказала: «Если ты не вставила это в свои сценические указания, а потом это не получила, то это твоя ошибка!» Я люблю писать режиссёрские указания. Я бы даже попыталась написать роман, но не знаю, имею ли право…
Я несколько раз начинала писать роман, но всё заканчивалось где-то на тридцатой странице.
Трейси: А я подумываю о сценарии (Трейси Шевалье – автор романа «Девушка с жемчужной серёжкой»). Думаю также об историях, а потом пугаюсь. Это кажется таким чужим. Что меня больше всего поразило во время двухлетней работы в Пасторате и что я жажду увидеть в картине «Пройти незаметно» — не люди, а отношения между ними. Три сестры сидят вкруг стола, а потом за два года они создают три бестселлера, которые до сих пор печатают и изучают. Можете вы что-то подобное вообразить о своих родственниках, что они будут все успешными и сделают что-то в этом роде? Я считаю, что это связано с атмосферой всего дома и их отношениями.
Салли: Из всех фигур в литературе, кроме Шекспира и Диккенса, людям больше всего интересна личная жизнь сестёр Бронте. Они жили в полной безвестности, а теперь они мега звёзды.
P.S. Трейси Шевалье автор книги «Читатель, я вышла за него замуж », коротких рассказов, навеянных романом «Джейн Эйр».
источник The Guardian
Спасибо! Очень интересно будет увидеть этот фильм.
Спасибо! Очень интересно будет увидеть фильм.
есть уже комменты британцев, что-то они без энтузиазма, всех отправляют смотреть старую версию.
А что за старая версия? Я смотрела только французскую начала 80-х с Аджани и Юппер в ролях Эмили и Энн, а Шарлотту там какая-то неизвестная мне актриса играла. Английского фильма на эту тему не видела.
ссылаются на эту картину http://www.imdb.com/title/tt0069568/?ref_=nv_sr_1 не знаю, был ли этот минисериал у нас переведён