Шведская спичка (1954) – реж. Константин Юдин

Это настоящий кинематографический шедевр – вживление в эпоху такое мощное, что физически ощущаешь грязь, разруху и полный разлад того времени. Неудивительно, что все персонажи Чехова так рвутся вон из провинции, она как удавка на шее у человека. В этом мелком городишке так душно и тоскливо, что маленькое курьёзное происшествие хоть на несколько дней встряхнуло болотную тину мещанского быта.

Смотришь на пейзажи, мелькающие в «Шведской спичке» и диву даёшься, где же сумели отыскать такие колоритные места? А как богата палитра оператора – просто полотна передвижников.

И в этой декадентской увядающей красоте разворачивается немыслимое действо, достойное пера Агаты Кристи, если бы не ирония Антона Павловича Чехова! В полицейское управление прибегает управляющий Кляузова, Псеков (Николай Гриценко). Он на грани отчаяния и уверен, что хозяин убит – его не видели уже неделю.

Молодой, но резвый следователь Дюковский (Андрей Попов) и его шеф Чубиков (Алексей Грибов) тотчас выезжают в поместье Кляузова.

При этом все от мала до велика по чинам оповещены, что Кляузов уж точно убит. Слух распространяется со скоростью чумы. Вскрыв двери опочивальни, компания наблюдает картину борьбы и сопротивления. Никаких трупов нет ни вблизи, ни в дали. Следователь Дюковский, облазив все закоулки и упершись носом в батарею пустых бутылок под кроватью, вдруг выуживает на свет обгоревшую спичку. Все присутствующие уставились на эту улику.

Спичка-то непростая, а шведская, не каждый такою пользуется и не везде такую купишь.  Вырванные из своего дремотного состояния чины вынуждены обшаривать все кусты в поисках тела своего партнёра по картам и выпивке. Все почему-то твёрдо уверены, что Кляузов убит. Кем? Почему? Это надо доказать. После сытного обеда за счёт «покойника» старший следователь Чубиков принимается за допрос свидетелей. И это картина маслом.

Кажется, что каждый что-то скрывает, не договаривает. Некоторые мужчины имели зуб друг на друга из-за местной роковой красотки Акулины. Сам старший следователь Чубиков подпал под её роковые чары! Акулина знает свою власть над мужчинами.Тамара Носова в роли Акульки – гениальна до малейшего нюанса, взгляда, собственной уверенности и русской стати. Она словно сошла с древних полотен – в её лице играет весь хитрющий характер этой девицы.

Кроме допросов требуется выезд к другим возможным участникам драмы. Бедному Чубикову ой как не хочется обивать чужие  пороги, выспрашивая и выуживая информацию. Он привык отлёживаться на диване у тёплой печки или сидя за столом с горой пирожков и всякой снеди.

 

Но Дюковским овладела лихорадка расследования. Он фонтанирует версиями, перестал спать ночами и не даёт нормально жить своему шефу. Версии одна другой фантастичнее, но неизменно лишь главное – Кляузов задушен (потому отсутствует кровь) и где-то спрятан его труп. И всё же шведская спичка привела следователей к раскрытию преступления. Спички, оказывается, купила молодая жена местного пристава Евграфа Кузьмича (Михаил Яншин).

Она явилась в лавку колониальных товаров и заказала чего-нибудь этакого, что разлетается фейерверком. Следователи застали женщину одну в доме и без труда выяснили, где находится Кляузов.

Получив ключи от секретного места, оба со страхом входят в баню и видят спящего Кляузова. Тот ещё не очухался от вечерней попойки и с трудом соображает, кто перед ним и что им надо.

Когда всё выясняется, громовой хохот начинает сотрясать Кляузова. Следователям не до смеха – они столько дней занимались делом, которое не стоило и выеденного яйца. Чудиков возмечтал получить повышение по службе, а честолюбивый Дюковский занять место своего шефа.

Михаил Названов в роли Кляузова, когда-то бравого гусара и похитителя женских сердец, превратился в жалкого пьянчугу, которого любовница может запросто утащить через окно и поместить под замок в собственную баню.

Не лучше и официальные лица, занятые расследованием. Они не просто не компетентны, они ленивы и пальцем не хотят пошевелить, чтобы разузнать какие-то детали.

Но как же здорово играют все актёры! Они не просто надели костюмы того времени, они словно растворились в нём. Я смотрела «Шведскую спичку» раскрыв рот от восхищения каждым словом и жестом великих актёров. Вот он какой был наш Советский кинематограф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *