Мы усаживаемся за рабочий стол, чтобы пуститься в изучение нудных, но довольно смелых предположений.
Истории в жанре фэнтези обычно питаются из одних и тех же источников. Чтобы получить более доказательную с научной точки зрения базу, можно обратиться к трудам самого известного учёного в области сравнительной мифологии и религии Джозефа Кэмбелла. В своём знаменитом «Путешествии героя» он детализировал все архетипы. И, как ни крути, а все самые знаменитые истории в этом жанре так или иначе связаны с волшебниками, драконами, единорогами, гномами и эльфами, вовремя появляющимися на поле битвы. Все они проделали свой долгий путь на современный экран из пожелтевших свитков и гобеленов. Здесь можно упомянуть и Конана Варвара, и короля Артура с Мерлином, и героев Хроник Нарнии, и, конечно же, героев эпопеи «Властелин Колец»
Автор романа «Властелина Колец» и «Хоббит, или Туда и обратно» замечательный Дж.Р. Р. Толкиен был учёным лингвистом и литератором, и напрямую использовал свои научные знания в создании своих миров.
Средиземье – это удивительное симбиоз финской, норвежской и англо-саксонской мифологии. Его герои шагнули прямо из экзаменационных билетов. Одним счастливым для всех нас днём профессор Толкиен написал «В норе в земле жил хоббит» и родилась целая сага, потому что он решил узнать всё об этих существах.
Гарри Поттер родился при схожих обстоятельствах, в то время как Джоан Роулинг смотрела в окно поезда и представляла себе одинокого мальчишку, мчащегося на огромной скорости в новый для себя мир.
Роулинг создала мифологию с такой же степенью насыщенности, что и у Толкиена. Достаточно заглянуть одним глазком в Википедию, чтобы убедиться в разветвлённости семейных деревьев, битв, болезней и пр., которые даже и не обсуждались в её семи книгах, а только были упомянуты вскользь.
Писательница заимствовала своих героев из легенд о том же короле Артуре, Греческой мифологии, Средневековых сказаний и, в особенности, у самого Толкиена. Некоторые могут назвать эти заимствования не творческим воровством (и есть в её книгах действительно несколько откровенных грабежей, от которых глаза на лоб лезут), но при этом она всё закрутила таким образом, что Гарри Поттер получился этаким преемником традиций от Мерлина и Гэндалфа.
И всё это стало скорее единым мифом, а не самостоятельной сказкой.
Сходство между мирами Гарри Поттера и Властелина Колец:
За тех, кто либо не читал книг «Властелин Колец» и «Гарри Поттер», либо не обладает феноменальной памятью, чтобы держать в голове детали, я беру на себя эту нелегкую задачу. Не хочу здесь разбирать явные и очевидные совпадения, такие как битва с драконами и троллями, одинаковый внешний вид Гэндалфа и профессора Дамблдора, или практически одинаковая миссия Гарри и Фродо, предпочитая сосредоточиться на особых темах, предметах и сценах.
Вы или глубоко заинтересуетесь моими исследованиями и захотите сами убедиться в этом, прочитав книги, или эти параллели вас порядочно обескуражит. Вы также можете высмеять меня за мою маниакальность в исследовании деталей, но это-то и делает полемику интересной.
1. Давным-давно в стране под названием Англия
Любой знаток Толкиена скажет вам, что Средиземье это наша Земля в доисторический период. Серия книг Роулинг также архаична, так как события «Гарри Поттера» в действительности происходят в 90-ые годы прошлого века, а финальная битва последней книги «Гарри Поттер и Дары Смерти» имела место в 1998.
В то время как армия поклонников Гарри представляет его юным героем современником, мрачная правда в том, что он давно им в отцы годится. Разве вы не удивлялись отчего, без пяти минут волшебник Гарри не пользуется технологиями 21 века?
2. Саурон и лорд Волдеморт начинали как обыкновенные люди.
Для тех, кто не читал «Властелина Колец», поясню, что Саурон это гигантская безликая злобная сила. Его радиус действия охватывает целые столетия, а территория его правления полностью лишена признаков жизни. Но дотошные читатели наверняка проштудировали другой роман Толкиена «Сильмариллион» и узнали, что Саурон это бледная копия своего первого хозяина Моргота.
Саурон был когда-то и сам магом подобно Гэндалфу, но был подкуплен. Моргот всячески подначивал своего адепта на сомнительные с точки зрения морали действия.
В свою очередь Волдеморт, когда-то волшебник полукровка, появился в мире под именем Том Риддл. Много факторов повлияло на создание такого существа как Волдеморт, среди них и одинокое безрадостное детство, но вряд ли можно оспорить тот факт, что Салазар Слизерин, чьим прямым последователем стал Волдеморт, уж точно подпихивал и подталкивал своего ученика к нехорошим поступкам.
3. Гэндалф и Дамблдор – выдающиеся личности, но в то же время таинственным образом неэффективны
Не присылайте мне возмущённых писем! Мною изучены горы мифов и разного рода литературы, и я, конечно же, знаю, что задача каждого наставника однажды отпустить своего ученика на волю и дать ему свободу выбора в решающей схватке. Никто не ждёт, что Гэндалф или Дамблдор сиганут с какой-нибудь скалы в пропасть. Этого и не надо, но как читатель всем сердцем болеющий за предприятие Фродо и Гарри, не устаю удивляться почему от этих чародеев нет никаких мало-мальских инструкций или поддержки в свободное от их вечных раздумий время.
Мистические руны в книжке оказываются совершенно бесполезными голодному Гарри, преследуемому Пожирателями Смерти. Или лёгкое напутствие в виде слов «Мы не пойдём обратно через Паучий Перевал» стало бы неизмеримо действенным подспорьем Фродо.
4. Волшебный блеск.
Кольцо Всевластия пропитано мощью Саурона и оказывает тлетворное воздействие на того, кто обладает им, наденет его или просто окажется неподалёку.
Крестражи (Horcruxes) имеют такие же свойства, что и Кольцо, о чём свидетельствует дневник Тома Риддла. Есть ещё один предмет с ужасным действием — это медальон Слизерина и, чтобы хоть как-то разделить ужасное влияние этого медальона, трое друзей, Гарри, Гермиона и Рон надевают его по очереди.
5. Пауки. Ну почему всегда пауки?
Толкиен испытывал особый первородный страх перед пауками. Вот почему «Хоббит, или Туда и обратно» и «Две башни» (вторая часть трилогии «Властелин Колец») содержат в себе описания самых отвратительных и мерзких паукообразных когда-либо появлявшихся на страницах и на экране. Совершенно очевидно, что эти твари в доисторическом Среднеземье выжили единственно за счёт того, что и пауки в Призрачном Лесе Хогвартса, а именно, пожирая зазевавшихся путников. Уж вы, конечно, заметили, что имя короля пауков Арагог, что наверняка заимствовано от имени Арагорн и либо перепутано Хагридом, либо звучало так на паучьем языке.
6. Чуть-чуть неясности и тумана в происходящем вокруг.
Это так по-человечески (и по-хоббитовски!) отказываться верить, что грядут кошмары и ужасы. Да, ладно, Волдеморт умер! Кольцо Всевластия потерялось. Хватит каркать и предсказывать, возвращайтесь к своей ежедневной работе! Однако затем появляется Всевидящее Око над Мордором или Чёрная Метка над Хогвартсом и становится понятно, что полоумный старик со своим закадычным другом был всё-таки прав.
7. Элегантное оружие для более цивилизованных времён.
Легендарные клинки были всегда частью мифологии, с тех самых незапамятных времён, когда люди научились ковать металл. Они множились по мере того как цивилизация совершенствовалась. Такой герой как Арагорн отчаянно нуждался в таком мече как Экскалибур, поэтому Толкиен вложил в его руку Андурил, Пламя Запада. В мире Гарри Поттера, напротив, надеются на волшебные палочки и колдовство. Однако лишь меч Годрика Гриффиндора может справиться с василисками и Крестражами.
8. Демоны ужаса в капюшонах
Зловещий правитель запугивает всех через своих подчинённых. Приспешники Саурона – его верные девять Назгулов. Их визг может пробудить мёртвых (говоря метафорически), а их мечи могут уничтожить душу и превратить тебя в одного из них. Волдеморт успешно использует нечто подобное, Дементоров. Они по большей части молчаливы, но если им представится возможность, они живо высосут твою душу.
9. По воде аки посуху. Мертвецы, шагающие по воде
Все любят зомби и приведения. Неудивительно, что целые армии тех и других шагают по страницам книг Толкиена и Роулинг. Гарри и Фродо встречают удивительно одинаковых по степени разложения и с рыбным запашком мертвяков. Мёртвые Топи Толкиена, притягательные и бесплотные, завлекают Фродо в свои глубины посредством жутких нашёптываний и свечения. Волдеморт использует своих мертвецов (Inferi) во многих местах, но впрямую мы встречаем их в омерзительной мокрой пещере, где они атакуют неосмотрительных посетителей.
10. Пролей мой свет на злобный мрак
Фродо мало что получил в качестве подспорья, когда отправился в своё великое путешествие в Мордор, но одним из самых нужных подарков стал фиал Галадриэли. Простая бутылочка с водой из её фонтана, но она способна осветить все самые тёмные места, когда другого света не станет. Кроме того, одного прикосновения к фиалу хватит, чтобы облегчить боль тому, кто несёт кольцо. Делюминатор Дамблдора кажется ужасно нелепым в сравнении, изначально он напоминает зажигалку, притягивающую и сохраняющую свет, но в дальнейшем выясняется, что он может хранить невидимый огонь, который приводит Рона к Гермионе, когда она произносит его имя. А эта встреча сама по себе может утешить кого угодно.
11. Если мы есть то, что мы едим, то я хочу питаться только здоровой пищей
Мне кажется, что незаслуженно посмеиваются над кулинарными изысками, изображёнными в книгах, о которых я рассказываю. На мой взгляд, и Толкиен и Роулинг описали самую чудесную еду, какую можно только представить. Еда, которой Бильбо Бэггинс угощает своих 13 непрошеных гостей вместе с Гэндалфом, это изысканное пиршество. А какой удивительной едой потчуют своих гостей Том Бомбадил и эльфы! Даже хлеб лембас кажется неземным по вкусу. Еда Гарри Поттера ещё более фантастичная. Одних перечислений хватит, чтобы у читателя поехала крыша.
12. Да, такого больше не делают
Ключевым моментом всякой мифологии является то, что существует обязательно некая могущественная сила в виде высших существ. Во «Властелине Колец» это эльфы. Они сконцентрировали всю мудрость веков. Всё эльфийское (оружие, доспехи, еда, дома, поэзия) или сделанное гномами, автоматически становится над тем, что изготовили люди или хоббиты.
В «Гарри Поттере» есть также нечто подобное, но Роулинг предприняла решительно непривлекательный ход – всё самоё качественное (меч Годрика Гриффиндора, (к примеру!) сделано гоблинами.
Статья Элизабет Рэпп взята с сайта Film.com
>>но вряд ли можно оспорить тот факт, что Салазар Слизерин, чьим прямым последователем стал Волдеморт, уж точно подпихивал и подталкивал своего ученика к нехорошим поступкам
Салазар Слизерин жил за тысячу лет (минимум) до Тома Риддла и уж точно не мог подталкивать его к «нехорошим» поступкам. кроме того абсолютно не согласная с 6,8, 10 и 11 пунктами
Анастасия, спасибо за Ваш комментарий.
Мне тоже не всё в этой статье нравится, но тогда это показалось чем-то свежим, поэтому я её взяла.
По поводу одного из основателей Хогвартса, Салазара Слизерина… Думаю, это образное выражение. Если Том считал себя его учеником, то и следовал его учению, в котором находил все ответы на вопросы, как двигаться, что предпринять, как убрать противников. А с чем ВЫ не согласны в пунктах 6, 8, 10 и 11?
Вам не кажется, что Роулинг большую часть идей, мягко говоря, заимствовала у Толкиена? Вы знакомы с его книгами? Когда я читала книги о Гарри Поттере, у меня сразу появлялась чёткая ассоциация либо с «Властелином Колец», либо с «Хоббитом». Но эти параллели уже давно доказаны литераторами.
Статья выдержана в юмористическом тоне и Вы к этому отнеситесь весело.
6. Пауки. Ну почему всегда пауки?
>>Совершенно очевидно, что эти твари в доисторическом Среднеземье выжили единственно за счёт того, что и пауки в Призрачном Лесе Хогвартса, а именно, пожирая зазевавшихся путников. И уж вы, конечно, заметили, что имя короля пауков Арагог, что наверняка заимствовано от имени Арагорн и либо перепутано Хагридом, либо звучало так на паучьем языке.
осмелюсь предположить, что Арагог — это производное от «Арахноид», т.е. от названия класса (или семейства, не сильна в классификациях) Паучьих. причем тут вообще Арагорн?
в 8м пункте ерунда, маленькая деталь, что не только Меч Гриффиндора способен уничтожить крестражи. но это уже бзик Поттероманки))
10 пункт
>>Неудивительно, что целые армии тех и других шагают по страницам книг Толкиена и Роулинг. Гарри и Фродо встречают удивительно одинаковых по степени разложения и с рыбным запашком мертвяков. … Волдеморт использует своих мертвецов (Inferi) во многих местах, но впрямую мы встречаем их в омерзительной мокрой пещере, где они атакуют неосмотрительных посетителей.
абсолютно не во многих и уж точно не армии в Поттериане. инферналы вообще упоминаются всего дважды и лишь в одной книге
в 11 книге мне показалось смешным и неуместным сравнение фиала и делюминатора. трудно объяснить, но по крайней мере для меня фиал Владычицы — это нечто более могущественное и сложное. делюминатор — не более чем полезная вещица, «привет» от почившего Директора
это, конечно, все сугубо мое мнение и я его никому не навязываю.ю спасибо что выслушали и откликнулись на комментарий)
Согласен
Какая-то адская каша в голове автора.
Постоянно сравнивает тепло с мягким.
Кроме пункта 6: и там и там есть.. пауки! Вот это совпадение, наверняка, не случайно! — остальное — какие-то болезненные примеры паралогики.
На самом деле, при критическом прочтении, статья как раз показывает, насколько произведения Толкиена и Роулинг не имеют ничего общего между собой.
За исключением одной темы: оба произведения написаны под впечатлением от Второй мировой войны. Естественно, через это в них есть некоторые сходства.
Нет, Роулинг — это уникальная женщина, создавшая вселенную Гарри Поттера на ровном месте из головы.
Само собой, что ничего не заимствовала из Толкиена и других авторов.
Все на нее наговаривают, лохи позорные, завидуют, стопудова.
Ну и путают теплое и мягкое, дурачье.
Тимыч, помни заповедь — «Не создай себе кумира»!
А профессор, то где успел тебе дорогу перебежать?! Чем провинился?
Нельзя сравнивать фильм Джексона и книги Роулинг. Нелепость. И ещё деталь — если сначала читать Гарри Поттера, то книги кажутся чем-то свежим и новым. Но когда берёшься за её книги после Мастера, то всё кажется сплошным плагиатом, одним сплошным заимствованием.
Толкиен это большой учёный-лингвист, доскональный знаток древнего эпоса и мифологии, его мир продуман в мельчайших деталях, капитально обжит. Мир Роулинг вызывает улыбку. Он слишком детский. Замечательно то, что она сделала такой reboot, привлекла внимание детей к книгам, в этом уже подвиг.
«Автор романа «Хоббит, или Туда и обратно» (и «Властелина Колец»!) замечательный Дж.Р. Р. Толкиен был учёным лингвистом и литератором и напрямую использовал свои научные знания в создании своих миров. Средиземье – это удивительное симбиоз финской, норвежской и англо-саксонской мифологии, а его герои шагнули прямо из экзаменационных билетов.»
Профессор ни в чем не провинился.
Оба пишут — про волшебников, колдунов и сказочных существ.
Которых они оба сплагиатили из сказок.
Как-то не удивительно, что в этих двух произведениях есть некоторое сходство.
Не преувеличиваешь ли ты (совсем чуть-чуть) таланты Роулинг ставя ее в один ряд с Толкиеном и явно отрицая огромное влияние книг Толкиена на Роулинг?!
Не кажется ли тебе странным — «самобытное» появление современного автора в жанре фэнтэзи в Англии, родине этого жанра?!
Почитай про эту мадам — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B0%D0%BD
Особенно проперло —
«По её же словам, она «не делала никакой работы вообще», а вместо этого «сильно подводила глаза, слушала The Smiths и читала Диккенса и Толкина»[20]. После года учёбы в Париже Роулинг окончила Эксетер в 1986 году и переехала в Лондон, начав работать секретарём в исследовательском отделе «Международной амнистии».»
Спустя 10 лет она напишет Гарри Поттера, вот так, с ни.. с ничего. Озарение наступило, успевай только клавиатуры менять.
И как бы сравни так немного — секретарь хер знает чего и профессор англосаксонского языка, английского языка и литературы… ну просто два сапога пара .
> секретарь хер знает чего и профессор англосаксонского языка
Да. И тем не менее написала много лучше Толкина.
Есс-но, она читала Толкина, если ее подобный жанр пропирал. Есс-но он ее вдохновил, я думаю.
Но то, что она написала — с Толкиным не имеет вообще никакого сходства.
>Но то, что она написала — с Толкиным не имеет вообще никакого сходства.
Любовь слепа :))
Оправдать можно при желании и Гитлера.
Попробуй оправдать Гитлера.
И попробуй доказать, что «Гаррик» имеет хотя бы 20% сходство с «Кольцами».
«Но то, что она написала — с Толкиным не имеет вообще никакого сходства»
О, Господи, Тим, ну как Вы можете сравнивать, не зная книг Толкиена???? Это так по-детски.
Теперь почитаю, если рекомендуете ))
1. Мир Средиземья архаичен = Мир Гарри Поттера тоже архаичен, т.к. действия происходят в 1990-х годах и у него нед смартфона.
Это — доказательство плагиата? Или какая-то ахинея из серии «три зеленых свистка»?
2. Отсутствие библиотек и там и там.
??? это еще че за бред? Кто сказал, что там не было библиотек? Из серии «герой был одет в красный галстук» = на герое не было ничего, кроме красного галстука?
3. Саурон и Волдеморт начинали как обыкновенные люди.
Только у Толкиена в «Кольцах» про человеческую жизнь Саурона ничего не написано, кроме скудного упоминания… в совсем другой книге.
А у Роулинг весь сюжет строится на подробном описании того, как Волдеморт докатился до такой жизни.
Как это можно сравнивать? Как это можно называть плагиатом?
4. Гендальф и Дамблдор похожи.
Да, похожи. Потому что ОБА автора скопипастили эти персонажи с Мерлина. И Толкиен точно также является здесь плагиатором, если автор считает, что это — плагиат.
5. Кольцо всевластия гнобило Фродо = Крестраж гнобил Гаррика.
Ну, в этом действительно просматривается плагиат.
Ок. Один вменяемый пункт есть.
6. Пауки.
No comments. А еще у обоих упоминались лягушки, коровы, homo sapience и т.д.
7. Водеморт умер = Кольцо Всевластия потерялось.
Ни хрена себе сравнение. Плагиат, несомненный.
8. «Мечи = волшебные палочки!» — радостно объявляет автор. «Что, не катит? ну тогда так: Арагонр с мечом = Гаррик с мечом Гриффиндора!».
Автор случайно не последователь неофрейдизма? Он, случайно, нору Кролика из Винни-Пуха с женской вагиной еще не сравнивал? Тоже много сходства.
9. Назгулы = Дементоры. Потому что в капюшонах!
Потому что гладиолус (с).
10. Мертвяки в воде.
Это излюбленный жанр всех пугалок. Один раз это встречается в любой достаточно длинной пугательной книге. Звучит не так бредово, как предыдущие пункты, но нет, не тянет на плагиат.
11. Фиал Фродо светится и дает утешение = делюминатор Гаррика светится и как-то привел Рона к Гермионе, что дало ему утешение
no comments. Шизофрения на марше. Архимандрит сидит на рукомойнике, потому что за окном хорошая рыбалка.
12. В обеих книгах описываются вкусные пиршества.
Это, несомненно, плагиат. А еще больший плагиат — то, что в обеих книгах вообще все пьют и едят. И спят. И ходят. И разговаривают. И кричат. И поют. И прыгают.
13. Эльфы и гномы в Толкиене куют мега-оружие = гоблины у Роулинг куют мега-оружие
Отказываюсь видеть в этом плагиат. Кому-то нужно ковать мега-оружие. Оружие раньше ковались гильдией кузнецов — по специальным техникам, которые передавались из поколения в поколение. Оба автора сплагиатили это из реальной жизни. И, скорее всего, сделали это независимо др. от друга. Тем более, что в скандинавских сказках гномы и гоблины занимаются примерно этим же.
Итого: только 1 пункт из 13 (№5) действительно тянет на звание неслучайного плагиата.
Статья про сходство (у плагиата другое значение) и она не моя, посему довольно трудно выступить по ней адвокатом, но тем ни менее.
Начал писать текст, но нарыл клевую пикчу —
http://s.pikabu.ru/images/big_size_comm/2013-03_7/13646818755838.jpg
Да я понял, что она не твоя. Поэтому и раскритиковал )
А так бы сказал, что очень хорошая статья. Я ж конформист. )
Чего? Толкин снимает фильм, Толкин плагиатит с ГП? Это кто придумал? Толкин умер в 1973 году какой на хрен фильм, какое на хрен интервью о том что он писал свои произведения с ГП, если на момент его смерти ГП даже не было в планах?
Там на картинке в комментарии выше все доходчиво изображено. Думаю Тим понял свою ошибку ;)
> http://s.pikabu.ru/images/big_size_comm/2013-03_7/13646818755838.jpg
Это больше похоже на правду )
Серьезно.
На самом деле, я забыл сказать, что я Толкина не читал. Только фильм смотрел ))) И он мне не понравился.
Так что забей.
Но конкретно эта заметка — хм.. как-то она плохо справляется со своей задачей.
Фильм УГ. Точно такое же УГ как и фильм ГП.
Книги рулят неимоверно. Причем ГП читал в оригинале, очень доставляет.
Но Толкиен это как Библия, а ГП это как житие Моисея. Тут только в такой пропорции — ГП логично и последовательно вытекает из ВК.
Поэтому не поленись и пройдись по Хоббиту и затем и ВК зачти… интерпретация Пети Джексона, положа руку на сердце — фуфло для лохов.
5. Кольцо всевластия гнобило Фродо = Крестраж гнобил Гаррика.
Ну, в этом действительно просматривается плагиат.
Ок. Один вменяемый пункт есть.
что Кольцо, что крестраж — сильные темные артефакты, крестраж так и вовсе вместилище осколка души (по сути — автономное существо). неудивительно, что оба предмета будут влиять на своего «носителя». отказываюсь видеть здесь плагиат
«отказываюсь видеть» типично для фанатов :)))
Их глаза закрыты, уши зажаты руками, и только рот вторит мантру — Гарри Поттер это уникальное и самобытное литературное творение. :)))
я не говорила, что это уникальное творение) да, я фанат, но причисляю себя к фанатам адекватным, приемлющим критику и иные интересы. почему я не усматриваю в этом моменте плагиат — я уже объяснила.
Как здорово, время идёт, а дискуссия продолжается :). Прочитала оба произведения, и тоже не увидела никакого плагиата. В самой первой главе »Гарри Поттера» Роулинг использует прием повестрования из «Мастера и Маргариты» (она не первая и не последняя — Булгаков вдохновил многих). Но дальше всё развивается по-особенному, видно, что она нашла свой стиль. Hу и позаимствовала пару идей у Толкиена, что с того, мы все заимствуем друг у друга. Главное, творческий процесс, преобразование. Это не наука, здесь необязательно ссылаться на предшественника :) . У Толкиена стиль совсем другой, но и он позаимствован из фольклора и народных сказок.
«…крестраж так и вовсе вместилище осколка души (по сути — автономное существо). » Кольцо всевластия тоже часть души с собственным разумом.
Саурон никогда небыл человеком. Он был майаром — низший класс духов из всех пришедших в Арду до начала времен.
А вообще, я не в курсе, как можно такие разные книжки сравнивать. Это ж как выбирать между печеньем и тарелкой супа
Как и Гендальф…
Ну и что?!
Сравнение происходит как-то само собой, видимо из-за расположения звезд, может настроение совпало… в общем чудеса.
Тим пишет: Теперь почитаю, если рекомендуете ))
конечно рекомендую! И желательно в оригинале, потому что переводов слишком много и можно нарваться на пакость. Ну и начать надо с «Хоббита», роман маленький, компактный, каждая глава — новое приключение, никакого рассусоливания — из огня да в полымя, настоящий экшн. Кстати, я читала первую книгу «Гарри Поттера» как раз между «Хоббитом» и «Властелином». К «Сильмариллиону», даже не подступалась, для меня слишком сложно. Судя по коменту, Денис читал и эту книгу. У нас очень умные знатоки фэнтази эпоса, я редко вступаю в дискуссии с ними.
Автор, какой ещё к чёрту Саурон — человек? Он айнур, майар, нечто похожее на наших ангелов, изначально служил Ауле, но потом переметнулся к Мелькору и стал одним из его ближайших сподвижников.
Это известно всем, кто читал Сильмарилион.
Тут и не сказано, что Саурон человек.
«Саурон это гигантская безликая злобная сила.»
Имеется в виду подобие человеку, когда он еще был айнуром. Те же человеческие страсти кипели и двигали майарами. Да и фактически они те же люди, только способности поболее.
Искала именно схожесть, т.к сама это заметила. Спасибо