Этот фильм просто жемчужина в жанре о сверхъестественном, о привидениях. Эта картина так высоко подняла рейтинг М. Найта Шьямалана, что все последующие его работы подвергались иезуитскому анализу и сравнениям. Каждая новая работа отставала в безумном марафоне на износ, пока, наконец, весь его забег не зашёл в полный тупик. А вот «Шестое чувство» имеет весь арсенал шедевра – блестящих актёров, поразительную историю, за которой следуешь затаив дыхание и сногсшибательную развязку, твист, от которой выносит мозг. Ведь смог же он снять такое кино! Почему так быстро он выдохся?
По сюжету картины детский психолог Малькольм Кроу (Брюс Уиллис) счастливо женат и ждёт ребёнка. Его жена считает, что он слишком много времени посвящает своим пациентам, нежели семье. Однажды в его дом врывается бывший пациент с совершенно съехавшей крышей, обвиняя его во всех смертных грехах. Вооружённый пистолетом, он сначала стреляет в Малькольма, а затем в себя.
Спустя какое-то время мы видим, как Малькольм берёт нового пациента, девятилетнего Коула (Хэйли Джоэл Осмент). Мальчик живёт с мамой Линн (Тони Коллетт) без отца, с которым она в разводе. Мальчишка полный изгой – в школе над ним издеваются, с ним никто не дружит – всё тело у него в синяках, свидетельстве побоев. Находясь в отчуждении с женой после стрельбы, Малькольм много времени проводит с новым пациентом, пытаясь вникнуть в его состояние. После долгих разговоров тот признаётся опешившему психологу в том, что видит мёртвых людей, чем вызывает у него недоумение. Отчаянный возглас мальчика: «Как же вы сможете мне помочь, если мне не верите?» достаёт до самого сердца. В этом вся квинтэссенция детской израненной души.
Картина строится на ощущении дурного предчувствия. Это ожидание не обманчиво — одна жуткая история сменяет другую. Сердце разрывается от жалости к мальчику, избранному по какому-то ужасному стечению обстоятельств посредником, медиумом, между миром живых и мёртвых. Ему нет покоя ни днём, ни ночью. Как выдержит его маленькая душа такой мощный натиск из бездны мрака и печали, можно лишь догадываться. Мертвецы ползут к нему со своими жуткими историями, одна сменяет другую, и ему приходится решать эти проблемы также усердно, как и Малькольму.
В этом тяжёлом противостоянии, к счастью, у него появляется товарищ – Малькольм проникается убеждённостью в правдивости своего пациента. Эта вера приходит с чудовищно болезненным открытием, к которому его подвигнул мальчик. Это открытие и нам сдвинуло крышу. В беспросветном мраке, в котором живёт ребёнок, появляется светлый проблеск надежды в сцене дорожной аварии – его мать, кажется, способна понять своего сына на самом тонком уровне, а значит, поможет ему нести его неподъёмную ношу. Все персонажи несчастны в «Шестом чувстве — мёртвые и живые, они несут груз, который не даёт им спокойно умереть или просто нормально жить.
В таком напряжённом фильме все выступили идеально. Брюс Уиллис великолепен, он опять надёжный парень, тёплый и добрый, несмотря на свою тайну.
Хороша мать Коула – она поступательно раскрывается перед нами в отношениях с непростым ребёнком и вызывает уважение. Это не ходячий двухмерный тип, а меняющаяся личность, что очень приятно видеть в фильме такого жанра.
Но главная нагрузка, главный фокус на Хэйли Джоэле Осменте. Это выдающееся детское исполнение сложной психологической роли, и в нём нет ни капли фальши. Он блестяще показывает эволюцию своего героя – его мужество достойно супермена. Осознав свою нелёгкую миссию, он примиряется с тем, что на него возложена исключительная задача привести в порядок неоконченные дела мёртвых. Вся палитра чувств убедительно разыграна юным актёром – страх, подавленность, отчаяние, а затем уверенность и радость.
Мне особенно нравится, как достойно режиссёр раскрывает тему семьи, чему он последовательно остаётся верен и в других своих работах, например, в «Знаках».
Этот фильм парадоксален – посмотрев его один раз и узнав его главный секрет, трудно пересматривать его как в первый раз. В нём нет каких-то скрытых уровней, которые ускользнули и нуждаются в переосмысливании. Вся история, простая и однолинейная, зиждется на этом самом финальном твисте. Убери его, и получишь фильм о привидениях, которым несть числа. Именно финальный поворот возносит картину над всеми в этом жанре, где не протолкнуться.
Замечательная рецензия на один из любимейших моих фильмов!Для меня неожиданным в первую очередь было то, как, оказывается, наш любимый «крепкий орешек» умеет играть.
А финал?!
Что же случилось с Шьямаланом? Я на волне своей восторженной истерики по «Шестому чувству» посмотрела «Неуязвимого» и «Знаков» (тоже понравились, но не так сильно, конечно), а потом череда каких-то бессмысленных, неудачных работ…
Спасибо, Саша! Если ты меня не похвалишь, то кто же тогда?
Я очень люблю эту картину, и Знаки. Знаки, кажется, больше — из-за Гибсона. Тоже не могу понять, что случилось с режиссёром. Может, это как у писателей — иссяк родник.
З.Ы. Это ты так пошутить решила с этим словом? Во мне, между прочим, умерла учительница русского языка.
Расшифруй, что за слово! Не поняла.
В личку написала. Это, наверно, прикол.
О, нет, это элементарная невнимательность…