Ох, сколько всего намешано в этом фильме! Сюжет мечется между хоррором, детективом, и всё это сдобрено таким пафосом, что не знаю, как подступиться к своему рассказу.
В некотором смысле сюжет напоминает повесть Агаты Кристи «Десять негритят», но не так откровенно по её сюжету, а завуалировано под некую погребальную речь, которую произносят наследники имения Масгрейв над телами умерших родственников. Речь эта настолько запутанная, в ней столько каких-то фантастических намёков, что невозможно это воспринимать серьёзно.
Но кое-кто воспринимает очень серьёзно.
Так как действие происходит в военное время, то хозяин поместья решил открыть на своей территории госпиталь для реабилитации офицеров (не простых же солдат, ей богу!), в качестве одного из докторов приглашён доктор Ватсон.
Здесь он снова никчемный душка, но старается мешать изо всех силёнок. Я люблю его добрейшее лицо, его нерасторопность и тугодумие. Правда, у него бывают и озарения — тогда держись! Поместье нашпиговано тайнами и секретными комнатами. Все подглядывают друг за другом и подслушивают, развлечений-то других нет. Офицеры, как на подбор со странностями. Капитан Макинтош, например, вяжет, вернее, ткёт паутину.
У других сдают нервы при виде разных коробочек, а вдруг там взрывчатка? Не менее странным представляются сами хозяева имения и их слуги. Джеффри Масгрейв, которого я только успела занести в список подозреваемых, приказал долго жить сразу после первых сцен знакомства. Доктор Ватсон срочно едет в Лондон за помощью к другу. Как радостно его встречает миссис Хадсон!
Очень тёплая сцена. Холмс даже не даёт перекусить бедному доктору, тащит его в деревню, где всё население пересказывает из поколения в поколение разные небылицы о старинном доме. Здесь и ворон скачет в таверне как глашатай смерти (намёк на ворона Эдгара По, думаю).
Деревенские часы почему-то вместо двенадцати иногда бьют тринадцать. Хотя никто, вроде, ничего там не подкручивает. Люди считают удары и в ужасе замирают – снова готовь гроб. Смотрю эту серию и постоянно ловлю себя на мысли, что всё это уже было в других фильмах – и эти хлопающие двери, и молнии, разбивающие стёкла, и тайные подвалы, и комнаты, сокрытые в стенах. Неужели не хватает фантазии, чтобы не делать из Холмса идиота? А он здесь явно не на пике своих умственных способностей. Причём, в его расследование вовлечены все, а то, как он расставляет людей на кафельном полу, имитирующим шахматную доску, выглядит полным бредом.
Бэзил Рэтбоун носится с озабоченным видом, изображая бурную мыслительную деятельность, но это никак меня не убеждает, а только бесит.
Зачем и почему режиссёр отошёл от надёжных сюжетов, где существует достойная история с достойной интригой и ударился в дикие дебри гротеска? Действия всех персонажей доведены до абсурда, они смешны и нелогичны. Их задача нагонять туман, уводить зрителя от решения задачи – кто и зачем убивает людей из клана Масгрейвов.
Несмотря на такой навороченный сюжет с избыточным количеством персонажей, я бы выделила игру нескольких актёров второго плана. Мне понравился дворецкий Брантон (Хэллиуэлл Хобс), я ощутила его поэтическую натуру, не чуждую финансовых махинаций, но всё же, он личность масштабная.
Неординарная личность наследница имения Сэлли Масгрейв. Её играет очень красивая актриса Хиллари Брук.
В ней есть замечательная черта. Справедливость и честность. Когда она бросает в горящий огонь документ о своём наследстве, она поднимается до высот героини. Никто из её рода этого бы не смог сделать.
Итак, подвожу итог просмотра очередного фильма о Шерлоке Холмсе. Самый слабый из всех увиденных. Обидно до слёз. Весь пафос вышел в пустой дым и испарился в воздухе. И даже Бэзил Рэтбоун меня сильно огорчил. А уж о вездесущем Лестрейде и говорить не хочу.
Единственное, чем он отметился – нашёл ботинки, в которых убийца, возможно, наследил на ковре, да наставил пистолет на доктора Секстона. Ради этого надо было оформлять командировку?