Шаолинь/ Shaolin режиссёра Бенни Чана (Гонконг/Китай, 2011)

Шаолинский храм фигурирует во множестве Гонконгских и Китайских фильмов, потому что занимает особое место в истории Китайских Боевых Искусств. Конкретно эта история, снятая режиссёром Бенни Чаном (известный по такому фильму как » Кто я?» с участием Джеки Чана в главной роли), повествует о событиях после падения династии Чинг (др.название – маньчжурской династии) в 1912 году. В последующие годы молодой Республики Китай, нация была осаждена междоусобной войной соперничавших военачальников. Как это обычно происходит в условиях войны, именно массы невиновных людей страдают и терпят бедствия больше всего.

После бойни в городе Денгфен провинции Хэнань, солдаты генерала Хоу Цзе (Энди Лау) обыскивают близлежащие храмы в поисках раненого вражеского военачальника Хо. Тот прячется в Шаолинском Храме под защиту его настоятеля. Когда генерал Хоу прибывает, Хо умоляет того сохранить ему жизнь, предлагая ему город Денгфен с его спрятанными сокровищами. Хоу Цзе принимает предложение, но ради «своего спокойного сна» всё равно застреливает капитулированного врага, не смотря на взывание настоятеля к его милосердию и просьбой «отбросить помыслы об убийстве». Покидая храм, Хоу замечает упавшую табличку с надписью «Школа Боевых Искусств Поднебесной» и берёт кисточку, добавляя «таков удел человека». Осквернив убийством храм, он не ведает, что уготовила для него судьба. И колесо судьбы незамедлительно начинает свой ход… [spoiler]

Хоу убеждён, что его побратим генерал Сунг, другой военачальник, планирует убить его и отобрать все захваченные им трофеи. Хоу планирует заговор с целью убить Сунга, когда их семьи будут вместе ужинать. В качестве доверенного лица выступает Цао Мань (Николас Се), заместитель Хоу Цзе. Он и должен был привести в исполнение убийство его побратима. Но вероломный и расчётливый Тсао предаёт своего генерала. Хоу Цзе удаётся спастись со своей женой (Фань Бинбин), но их дочь погибает прямо на их руках в храме Шаолинь. Потерявший смысл к существованию, он бредёт прочь от храма, но попадает в земляную ловушку, устроенную стряпчим по имени Вудао (Джеки Чан). Это становится переломным моментом в жизни бывшего генерала…

Помогая Вудао кормить беженцев, которые живут поблизости с храмом Шаолинь, Хоу начинает меняться, превращаясь из высокомерного и жестокого генерала в свободного и чистого от злых помыслов человека. Он начинает тренироваться вместе с монахами их боевому искусству, постигая дзен и продвигаясь дальше по пути добродетельности. В конечном счёте, он становится монахом, и ему присваивают духовное имя – Чингчуэ (что означает «глубокое чистое прозрение»)

Тем временем, Тсао становится самым влиятельным военачальником в округе. Он скрепил союз с иноземцами (с британцами), используя строительство железной дороги в качестве прикрытия, чтобы захватить зарытые реликвии и обменять их на оружие и амуницию для своей армии. Узнав о том, что Хоу Цзе жив, он вместе со своей армией выдвигается к Храму Шаолинь, чтобы разделаться с ним раз и навсегда…

[/spoiler]

Прежде всего, хочется отметить, что фильм Шаолинь жизненный, духовный и крайне актуальный для нашего времени. Он затрагивает такие основные вопросы человечества как:

1. Каково предназначение человека и в чём смысл жизни.
2. Как обрести счастье и свободу.
3. Стоит ли бояться смерти.
4. Бессмысленность стремления к власти.
5. В чём проявляется истинная доброта сердца и великодушие.
6. Равенство всех людей, независимо от социального статуса.
7. Жертвенность ради спасения душ.

За красивыми спецэффектами, панорамными пейзажами  и потрясающей хореографией боёв важно разглядеть суть самой сюжетной линии, а именно —

Преобразование из человека, затуманенного безумием своего ума в человека свободного от его влияния. В начале фильма мы видим целеустремлённого, гордого, величественного, надменного, властолюбивого, жестокого и безжалостного генерала, который с пренебрежением относится к своим верноподданным, видя в них лишь средство для достижения своих высот… Единственное, что делает его человечным — это его семья: жена и дочь. Лишь к ним он проявляет заботу и тёплые чувства. Эти семейные узы и станут будущим катализатором его радикального измения…

Именно эта трансформация впечатляет больше всего остального в фильме Шаолинь. В тот самый момент, когда главный герой фильма Хоу Цзе теряет всё, что было для него важно и жизненно необходимо: власть, влияние, титул военачальника, семью, богатство и роскошь; то мы, зрители, понимаем, что очень схожи с этим персонажем, ибо нами движут те же самые стремления, что и им. Мы проникаемся сочувствием к нему и дальнейшее развитие характера героя, переживаем как своё.

Придя в храм Шаолинь, Хоу Цзе впервые познаёт, что такое жизнь НЕ глазами высокопоставленного генерала, а глазами обычного мирского человека, который вынужден ежедневно бороться за существование. Благодаря повару Вудао в Хоу Цзе открываются такие качества как доброта и сострадание к людям.

Срезав свои волосы, в знак отказа от своего прошлого, Хоу Цзе просит настоятеля храма Шаолинь принять его. Состоится важный диалог, в ходе которого решается судьба Хоу:

«- Я хочу дать обет. (Хоу Цзе)
— Шаолинь – это не место для сведения счётов и уж не тебе решать. Откуда пришёл, туда и возвращайся. (Помощник настоятеля)
— Разве не настоятель говорил, что Будда всех принимает? (Хоу Цзе)
— Ты принимаешь Будду как человек, но не принимаешь его в своём сердце. (Помощник настоятеля)
— Все живые существа имеют природу Будды. Нам не должно относиться к людям по-разному. (Настоятель)
— Всё сущее пусто. Закон причины и следствия не пуст. Ненависть в его сердце плодов духовных не принесёт. (Помощник настоятеля)
— Говоришь верно. Но мы не смеем закрывать врата к учению Будды. Не в праве мы этого делать. Омрачение – есть заблуждение, так это понимают бодхисатвы. Осознание этого – краткий путь к пониманию сути чань-буддизма. Я думаю ему пока можно остаться. (Настоятель)»

После чего Хоу Цзе становится помощником и порученцем при храме, помогая стряпчему Вудао разносить еду для мирян, которые живут по соседству с Шаолинем. Это учит бывшего генерала смирению своей гордыни и пониманию того, что он такой же человек, как и они – ничем не лучше их.

Когда главный помощник наставника замечает, что Хоу тренируется, он приглашает его практиковаться вместе с остальными монахами. С этого момента монах Хоу Цзе начинает своё знакомство с мудростью и знаниями Шаолинского Храма Боевых Искусств Поднебесной. Он вступает на Путь развития тела, ума и души, ведущий к Просветлению.

В дальнейших событиях фильма прослеживается радикальный сдвиг Сознания главного героя и в его деяниях видны: чистота помысла, доброта сердца, великодушие и любовь к ближнему. От прежнего алчного и жестокого генерала не остаётся и следа. Им движет сострадание и желание исправить ошибки, допущенные в прошлом. Он видит плоды своей бывшей жизни и то страдание, которое причинил своим близким. Встреча со своим бывшим подчинённым Цао Манем неизбежна и потому он понимает, что должен сыграть ещё свою роль в этой кровопролитной и бессмысленной борьбе за власть, чтобы остановить насилие над невиновными соплеменниками даже ценой своей жизни…

В заключении хочется отметить превосходную актёрскую работу Энди Лау, известного нам по фильму Дом Летающих Кинжалов и Пьяный Мастер 2. Особого гостя — Джеки Чана хоть и НЕ в главной роли повара (в фильме Мистер Крутой он уже играл кулинара, так что ему было не в первой готовить перед камерой :)) — он отлично смотрится с чаном и лопаткой для варки. Для него специально выделили несколько боевых сцен, подстать его умению. Всех монахов в фильме — любо дорого смотреть на филигранную боевую технику Шаолинь-Цюань, и особенно их Шаолинского наставника, которого играет Хай Ю — финальная сцена с его участием демонстрирует истинную силу Боевого Искусства Поднебесной.

Особо хочу подчеркнуть музыку композитора Николаса Эррера. Идеально вписывается в повествование, подчёркивая важные события.

К основной музыкальной теме фильма Шаолинь под названием «Wu» (Просвещение) Энди Лау написал лирику и лично сам исполнил эту песню. Песня завершает фильм и для Лау стала своеобразным символом, знаменующим его 30 летний опыт в шоу бизнесе.

Режиссёр фильм Бенни Чан сказал:

«Во время съёмок фильма, мы не решили, будет ли вообще какая-нибудь основная мелодия для фильма, но после редактирования, я почувствовал, что мелодия должна присутствовать и она должна представлять фильм. К тому же я позвонил Энди и сказал, какого рода я бы хотел песню, чтобы была. Он отреагировал незамедлительно и представил демо-версию песни в течение 3 дней».

Бенни продолжал:

«Когда я получил эту демо-версию песни я был удивлён. Мне она понравилась. Лирика и музыка идеально гармонировала с нашим фильмом. Я слушал её целую ночь напролёт».

Бенни сказал, что тут же позвонил Энди, говоря, что он обязан спеть её .

«Я чувствовал, что только он подходит для того, чтобы исполнить её.  Это должен быть он и смею сказать, что эта песня станет настоящим хитом».

Энди Лау является настоящим буддистом и потому эта песня пропитана духом Буддизма. Предлагаю прослушать её:

6 комментариев to Шаолинь/ Shaolin режиссёра Бенни Чана (Гонконг/Китай, 2011)

  1. georgina:

    Как мне хочется, чтобы у Джеки было больше таких ролей, как в этом фильме.

  2. AlexSandra:

    Так хорошо написали,что захотелось немедленно посмотреть фильм.Спасибо!

    • AlexSandra, к тому и стремился, чтобы побудить читателя в результате посмотреть фильм. :) Может статься, что фильму Шаолинь удастся поменять взгляд зрителя на свою жизнь, сделав его сострадательнее, добрее и одухотворённее.

      К тому же, сама история Храма Шаолинь вызывает восхищение… Ибо Храм Шаолинь разрушался множество раз. Самая известная история, когда Династия Чинг уничтожила храм в 15-16 веке за “противоправные действия” в отношении этой самой династии. Это отразилось на распространении боевых искусств Шаолиня, скрывшихся от правосудия, беглыми монахами. Военачальник Ши Юсань сжёг монастырь в 1928 году, уничтожив 90 % построек. Многие манускрипты, которые находились в библиотеке монастыря, сгорели. Храм и его монахи также сильно пострадали от Культурной Революции Мао, которая началась в 1966 году.

      И потому этот фильм особенно ценен тем, что благодаря его истории можно стать ближе к мудрости, которую смогли уберечь и донести до наших дней!

  3. vasiliy:

    Джеки хорош, но ему надо в режисерское кресло. У него огромный опыт, который не находит должного применения.
    Трейлер отличный!

    • Тем более, с его командой каскадёров, он отлично бы смог организовать и снять сцену боёв для любого фильма. Но думаю, совмещать пение и режиссёрскую работу — это довольное трудное дело. Вот и предпочитает сниматься в фильмах и петь в них же, нежели сидеть за режиссёрким креслом. Режиссура в ущерб хобби — это вряд ли. Всё свободное время съест в таком случае. К тому же я помню сцену в его мастерской, где он придумывает идеи для своих фильмов. Все стены увешаны различными вырезками из журналов и научных материалов, благодаря которым он хоть что-то может почерпнуть для своих будущих фильмов. Так что он пока и не думает уходить на покой. У него на очереди:
      1. Полицейская История 3 (выйдет в конце декабря 2013г.)
      2. Поиск пропавших без вести/ Skiptrace (в 2014г)

  4. vasiliy:

    кстати, да, чего-то я драматизирую! как насчет китайского зодиака (доспехи бога) ? Вроде фильм неплохо собрал денег в прокате. В китае просто был бум. В России тоже хорошие сборы, так что у Джеки все отлично :-)
    Да и радует что планов у него громадьё

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *