Конечно «Шампунь» не шедевр, но даёт маленький и яркий срез эпохи – конец 60-х, на дворе выборы президента Америки, побеждает Ричард Никсон, а главный персонаж, Джордж, не может разобраться со своими женщинами. За одни лишь сутки он обслужил их по несколько раз в постели и в парикмахерском кресле. В результате остался с носом – каждая проявила строптивость и пошла своей дорожкой.
А великий парикмахер (не поняла, почему его так превозносят по фильму! Он делает примитивные типичные причёски — ничего революционного) и не менее великий трахальщик довольствуется тем, что наблюдает, как его подругу увозит богатенький папик, от которого он сам не прочь отхватить кусочек, поскольку беспринципность – его девиз и жизненное кредо. Самое смешное, и я почти уверена, что Уоррен Битти сыграл практически себя. По крайней мере, этот тип ему хорошо знаком, особенно там, где дело касается женщин, и, надо признать, Битти блестяще донёс физические и моральные мучения своего героя. Я так сочувствую Джорджу, понимаю висцерально его безумный бег на износ с вечным феном за поясом.
Он сам посадил себя в колесо, из которого просто не может соскочить. Как перестать спать со всеми клиентками подряд, когда они подсели на его «процедуры»? Джордж работает в салоне Нормана, но его мастерство неизмеримо выше того, что могут предложить другие парикмахеры (оговорюсь — по сюжету!). Его мечта открыть собственный салон и стричь всех знаменитостей Голливуда.
Он живёт с подругой Джилл (Голди Хоун), обнадёживая её перспективой брака, но сам этого не хочет. Одна из богатых клиенток, Фелиция (Ли Грант), предлагает ему обратиться за деньгами для открытия салона к своему мужу Лестеру (Джек Уорден).
Лестер спит с бывшей подружкой Джорджа, Джеки (Джулия Кристи) и, конечно же он не в курсе тех отношений.
Лестер не против того, чтобы Джордж появлялся в обществе жены, или своей любовницы Джеки – он почему-то он вообразил, что Джордж — гей. Джордж не опровергает его – гей так гей. Какая разница, что считает Лестер, если тот отстегнёт денег на салон.
Нам показали жизнь Джорджа в течение суток, но если он так живёт всегда, то вряд ли дотянет до 40. Он не знает, чего хочет. Кажется, в качестве путеводной цели у него собственный салон, но что делать со всеми женщинами, потенциальными сексуальными партнёршами? Так и хочется сказать «Бедный Джордж, тебе надо передохнуть».
«Шампунь» считается сексуальной комедией, но в ней слишком много грусти. И эту грусть нагоняет игра Уоррена Битти, он постоянно уводит своего героя в мрачные раздумья. Что делать, если он не в силах отказать всем? Его даже девушка-подросток способна сбить с пути. В роли Лорны, «невинной» дочери Фелиции, принцесса Лея (Кэрри Фишер). Она просто оторва и ясно, что не выпустит Джорджа из своих лапок, хотя бы назло своей ненавистной похотливой мамочке.
В картине также явственно звучит политическая сатира – приглашённый на вечеринку сенатор – полный дебил, но все смотрят ему в рот – авось такое знакомство пригодится. Да и Лестер вполне осознаёт, на чём делает деньги, его характеристики текущего момента полны сарказма. Джордж вне политики, он плотно работает с женщинами, но через них он знает всё – отношения в семьях, мнения мужей и любовников, что могло бы в других руках превратиться в шантаж.
Но у меня сложилось мнение, что Джордж останется неплохим человеком. С каким отчаянием он признаётся Лестеру в том, что спит со всеми подряд клиентками и какие секреты ему приходится от них выслушивать.
Мне сразу вспомнился Джонни Касл, герой Патрика Суэйзи в «Грязных танцах», когда он рассказывает Бэби о своих клиентках, которые развратили его лёгкими деньгами, превратив в махрового циника с очень низким мнением о моих сёстрах)
Я с большим интересом посмотрела «Шампунь» и не только из-за сюжета – все актёры на высоте. Люблю перевоплощения Уоррена Битти – от беспечного весельчака до грустного страдающего человека, полностью осознающего свою пустоту и никчемность. Хороша Джулия Кристи в роли его бывшей подружки – она ждёт от него поступка, который мог бы изменить их жизнь, но слишком поздно, а потому – не до любви. Зато деньги.
Немного одинаковая и предсказуемая, а оттого скучная, Голди Хоун в роли постоянно обманываемой и обманутой, причём не только Джорджем, но и подругой.
И понравился Джек Уорден в роли хитрой акулы бизнеса, у которого перед носом творится чёрт-те что! Он пускается во все тяжкие на вечеринке хиппи, надеясь догнать поезд, который безвозвратно ушёл. Вопрос – «К чему тебе всё это, Лестер?»
Вывод – смотреть фильм обязательно, чтобы вдохнуть атмосферу давно ушедшей эпохи свободы. Тогда это умели снимать и консервировать – достаточно выбить пробку из бутылки, и вот он, это дух.
Режиссёр Хэл Эшби снял ещё такие картины — «Последний наряд», «Возвращение домой», «Гарольд и Мод».
По 60-м многие вздыхают, надо посмотреть. Отличный актерский состав.