Очень грустно, что Сергея Юрского больше нет среди нас. Не будет его новых спектаклей, новых ролей на экране. Но останется с нами его неповторимый голос, его экранные персонажи, которых он так мастерски воплотил. Будем возвращаться к его Чудаку, дяде Мите, Викниксору, Груздеву, Тарталье, мэтру Роше, Импровизатору и, несомненно, Остапу Бендеру, лучшему Остапу всех времён и народов.
1. Человек ниоткуда (1961) – Реж. — Эльдар Рязанов
Смешной, местами просто уморительно смешной с фантастическими элементами фильм. Конечно, он абсолютно о нашем времени бюрократов и проходимцев во власти. И герою Юрского не понятен эзопов язык того общества, куда он попал в результате неожиданной встречи с антропологом Полежаевым, героем Юрия Яковлева. Персонажа Юрского зовут Чудак, он дикарь из племени тапи. Но надо ещё посмотреть, кто в действительности дикарь. Сергей Юрский нежен и наивен в роли Чудака, он большой ребёнок. Незабываемая роль. Обязательно посмотрите «Человека ниоткуда», если ещё не видели. Хорошее настроение гарантировано.
2. Республика ШКИД (1966) — Реж. — Геннадий Полока
Не любить картину «Республика ШКИД» невозможно – в ней воссоздана эпоха, она ощущается физически. Очень жалко всех, кто попал в мясорубку смены режимов, но детей особенно. Миллионы беспризорных по всей стране, ими занимаются целые комитеты, где разные люди. Но одной коммуне повезло – дети попали к директору Викниксору (Виктор Николаевич Сорокин), доброму, но строгому и понимающему человеку, для которого слова «честь» и «совесть», «порядочность» не потеряли значения из-за полного хаоса в стране. Его дорога к сердцу детей лежит через доверие. Юрский изумительно достоверно выглядит в той эпохе слома старого и строительства нового мира.
3. Золотой телёнок (1968) – реж. — Михаил Швейцер
Это шедевр во всех отношениях. Швейцер настолько попал в сердцевину всех персонажей, что других Паниковских, Балагановых, Корейко, Бендеров просто не нужно. Все они будут (и являются!) пародиями. В Бендере Юрского бездонная глубина драмы лишнего человека. В то время как все в едином порыве шли навстречу коммунизму, он грёб в противоположную сторону. Он не хотел работать, зачем? Когда есть миллионеры, которых можно стричь. Остап будет всегда в тренде. Над ним можно смеяться, но в трактовке Юрского он вызывает сочувствие.
4. Король-олень (1969) – реж. Павел Арсенов
Давным-давно увидела этот странный, артхаусный фильм Павла Арсенова по сказке Карло Гоцци, взрослая история о предательстве, любви и дружбе. В «Короле-олене» восхищает всё – божественная музыка Микаэла Таривердиева, изумительной красоты условные декорации и актёры Юрий Яковлев, Олег Табаков, Валентина Малявина и Сергей Юрский в образе махрового злодея. Его Тарталья умирает от любви к прекрасной невесте короля. Он завлекает короля в ловушку и занимает его место. Только разве можно обмануть влюблённую?
5. Место встречи изменить нельзя (1979) – реж. Сергей Говорухин
Очень люблю Юрского в этом сериале. Люблю там всех, но ни один персонаж не вызывает столько сострадания, как Груздев. Обвинённый с ходу в убийстве бывшей жены, он держится с достоинством и даже вызовом, хотя по законам сурового времени знает, что его ждёт. Вспомните только один момент в картине – встречу Груздева с женой. В одной сцене передано всё – их преданность друг другу, полное родство душ и любовь . То, чего ему не хватало в браке с прежней женой, красивой, гламурной, ищущей приключения.
6. Маленькие трагедии (1979) – реж Михаил Швейцер
Завораживающая экранизация произведений нашего всё – Пушкина в трёх сериях. Причём, впечатление остаётся на всю жизнь – так благоговейно прочитать затёртые до дыр на уроках литературы вещи, мог только Швейцер, режиссёр с очень тонким пониманием русской классики («Дама с собачкой», «Плохой хороший человек», «Воскресение»). И, конечно, звёздный ансамбль актёров, все стали легендами советского кино – Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Белохвостикова, Валерий Золотухин, Леонид Куравлёв. У Сергея Юрского роль Импровизатора, заезжего артиста, ставшего связующим звеном между четырьмя трагедиями. Вся страсть, тайна, мистика в его монологах перед маленькой компанией приглашённой знати. Он погружает их (и зрителя!) в тревожное ожидание каждой новой истории, даже страха – всё это силой изумительной декламации актёра, в чём исполнении просто обожаю «Евгения Онегина» (рекомендую всем – это волшебно).
7. Ищите женщину (1982) – реж. Алла Сурикова
Это мой любимейший телевизионный фильм. Он работает безотказно на поднятие моего настроения. Все прекрасны в этой картине. Мэтр Роше Юрского, владелец бракоразводного бюро. В его семье творится чёрт-те что и вроде бы ему наплевать на измены жены. Но вдруг он устало протирает очки и смотрит отрешённо куда-то в пространство. Сразу понимаешь, что он дико ревнует жену, что вся его суровость наносная. Радуюсь, что актёру отдана такая многогранная роль, и он с лёгкостью канатоходца перемещается от трагедии к фарсу. Великий актёр.
8. Любовь и голуби (1984) – реж. Владимир Меньшов
Дядя Митя Сергея Юрского – хитрющий старичок, который идёт на всё, лишь бы получить свои сто грамм. Изобретательность этого персонажа поражает воображение. Вот он вползает, как змей, чтобы объявить о смерти жены с неизменной фразочкой «Что характерно». Скажите, как Юрский, интеллектуал, умница, горожанин сумел выткать этот образ, убедительный до самых последних атомов – в одежде, в жестах, в движении, в интонации? Каким потенциалом обладал этот актёр. Мне кажется почему-то, что он ничтожно мало сумел реализовать свои возможности на экране. С другой стороны, дефицит Юрского на экране многократно усиливает то, что он сделал.
Гениальный, гениальный, обожаемый Юрский! Его смерть — действительно утрата для мира искусства.
Если бы в его фильмографии был только Груздев, я бы всё равно считала его лучшим актером нашей страны. Вся моя семья поклоняется его таланту.
У мужа и сына любимая его роль — Остап. А я восхищаюсь больше всего его ролью в «Месте встречи». Очень люблю мэтра Роше, дядю Митю, Тарталью. Его Остап — совершенство.
И вот почему так мало киноролей? В нашей глубинке нет другой возможности познакомиться с работами таких талантливых актеров. Неужели было мало интересных предложений?