Ушёл из жизни Николай Караченцов, один из моих любимых актёров. Когда начала вспоминать фильмы с его участием, оказалось, что тех, к которым захотелось бы вернуться, очень мало. Но есть один, всех фильмов фильм, что навсегда среди моих самых-самых дорогих сердцу – «Старший сын». Кроме фильмов, пожалуй, мультфильмы – у этого актёра незабываемый голос, уникальный тембр, которым он умеет управлять. И, конечно, его театр «Ленком», где у него был свой спектакль, шедевр того времени, «Юнона и Авось». С яркой внешность, с великолепным голосом, отличной пластикой, он пел, танцевал, был одним из самых притягательных актёров советского кино. Наша память сохранит его роли обязательно, и у каждого останется в сердце свой Николай Караченцов. В моей памяти такие образы…
- Старший сын (1975) – реж. Виталий Мельников
С этого фильма начался мой интерес к этому актёру. Я люблю весь этот фильм со всеми его актёрами, и могу смотреть его снова и снова, бесконечно. Виталий Мельников рассказал историю, которая цепляет с первого кадра в электричке и до финальной фотографии семьи Сарафановых, направляющихся к дому, когда их провожает взглядом Наташа. Ей посчастливилось прикоснуться к этим людям, и она с завистью смотрит на «странную» семью. В ансамбле супер талантливых Евгения Леонова, Светланы Крючковой, Михаила Боярского, Натальи Егоровой новичок Караченцов робеет. Он ещё не набрал свой актёрский потенциал, и эта робость, неуверенность делает его таким достоверным, таким близким, что само его присутствие уже заявляет о невероятной харизме этого актёра. Его Володя Бусыгин просто не может затеряться, он Человек с большой буквы и идеально вписывается в обретённую семью.
- Собака на сене (1977) – реж. Ян Фрид
В этом замечательном музыкальном фильме с божественной музыкой Геннадия Гладкова блистают все, нет проходных ролей. Михаил Боярский и Николай Караченцов вновь вместе. Боярский в главной роли, мучающегося влюблённого, раздираемого классовыми предрассудками. Караченцов – богатый маркиз, тоже претендующий на руку Дианы (Маргарита Терехова). И по законам жанра жаркую страстную линию следует охладить, разбавить второстепенными характерами, что и делает Караченцов. Его Рикардо – полная пародия на героя-любовника, рыцаря без страха и упрёка. Он смешон, помпезен и вызывает снисхождение. Но прекрасен!
- Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом (1979) – реж. Вячеслав Бровкин
Очень люблю этот фильм из сериала «Следствие ведут знатоки». Это сериал очень высокого качества во всех смыслах – истории интереснейшие, актёрская игра – образец для всех поколений актёров, особенно сегодняшних. В этом фильме речь идёт об антикварах, птицах самого высокого полёта – они не только коллекционируют живопись и скульптуру, но и занимаются подделкой предметов Фаберже. Талантливого скульптора Кима Фалеева играет Николай Караченцов. В нём легко узнаётся робкий и неуверенный Володя Бусыгин из «Старшего сына» (прошло-то всего два года!), но и проявляются новые грани – амбициозность, желание показать себя миру, явить свой яркий талант. Караченцов ничуть не уступает таким мастодонтам русской сцены, как Борис Тенин, Никита Подгорный, Людмила Хитяева и Лилия Толмачёва – он в этом ансамбле в полной гармонии.
- Женщина для всех (1991) – реж. Анатолий Матешко
Мне почему-то кажется, что картина «Женщина для всех» как-то кровно связана с фильмом «Старший сын». Это чувство меня не покидает не только потому, что в нём снова вместе Наталья Егорова и Николай Караченцов, но и сама история, словно продолжает рассказывать о жизни Нины и Володи, но спустя лет десять. Караченцов играет Николая, шофёра-дальнобойщика. Натальина героиня, Мария, мать двоих детей. Крутится, как может, не отказывает в тепле многим мужчинам, со всеми в хороших отношениях, они ей платят тем же. Николай её любит, но у него другая семья и больная дочка, а потому он никак не может уйти. Со смертью Марии вдруг возникает новый поворот в его жизни, совершенно непредсказуемый, но в духе всех персонажей сразу, сыгранных когда-либо актёром – рыцарство, благородство, страстность, безрассудство.
- Петербургские тайны (1995) – реж. Вадим Зобин, Леонид Пчёлкин
Сериал «Петербургские тайны», пожалуй, последнее, что я видела с участием Караченцова, и что останется в памяти. Он играет Сергея Антоновича Коврова и всё, что я сказала выше, «рыцарство, благородство, страстность, безрассудство», полностью соотносится с этим персонажем. Он – чемпион справедливости, человек, воздающий по заслугам, высший судия. Немного переигрывает, повторяется, но списываю всё на издержки сценария и делаю скидку на время – на дворе бушует чёртова перестройка, а телевидение озадачилось переносом на экран давно забытого романа Всеволода Крестовского! И надо сказать, очень удачно, поскольку сам роман невозможно читать, настолько он пустоватый. Блистательные русские актёры, умеющие играть все нюансы человеческих отношений, динамично развивающаяся история и все, без исключения, линии держат в напряжении. И никого другого не вижу в роли Коврова. Истинный граф Монте-Кристо!
P.S. Читайте рецензию на фильм с участием Николая Караченцова «Ошибки юности» (1978) Бориса Фрумина