Большинство читателей уверены, что главным героем «Властелина Колец» является Фродо. Он проходит главный квест истории, он несёт ношу, он в центре событий. Даже краткое содержание книги передаётся где-то так: «Это история хоббита по имени Фродо Бэггинс, которого отправили, чтобы уничтожить Кольцо Всевластия».
А ведь настоящим героем трилогии является Сэм Гэмджи. И книга о нём.
Если брать книгу «Хоббит: или Туда и обратно», то и спорить не приходится, кто самый главный в истории, конечно же Бильбо – никто и близко не может с ним сравниться по значимости, разве что злодейский собственник Смауг. Словно бы Толкиен вознамерился воспроизвести историю семейства Бэггинсов – сначала через приключения Бильбо, а затем Фродо, унаследовавшего дух авантюризма. Однако он взвалил на себя ношу явно не по силам.
На протяжении трилогии мы вместе с ним проходим испытания, проникаем глубоко в его мысли и даже знаем его мечты. Мы знаем, как мучительно тяжело даётся Фродо движение к цели. В конце концов, он несёт на себе Кольцо.
Но ведь «Властелин Колец» не только о жертвенности, героизме и братстве. Книга как тот ковер, где тысячи разных нитей сплетаются в изумительной узор. И вглядываясь в этот узор, невольно задаёшься вопросом: «А кто же больше всего претерпел изменений во время такого безумно длинного похода и стал настоящим безусловным героем?»
Арагорн? Конечно, герой. Но это не его история.
Гэндалф? Великий манипулятор событиями. Но это не его история.
Саурон? Вечно присутствующее зло. Но это не его история.
Когда ты пишешь гигантскую книгу из 1200 страниц, ты можешь позволить себе множество линий и детально рассказать о других персонажах. Трансформация Сэма является основополагающей нитью, которая держит узор на ковре. То, что Сэм, а не Фродо является основным элементом истории, находит много подтверждений в книге.
За время путешествия Сэм из простого садовника превращается в участника легенды, о котором многие поколения будут слагать песни. Он сильно увлечён рассказами мистера Бильбо Бэггинса о стародавних временах, эльфах и драконах.
Совершенно житейский, обыкновенный, без всяких претензий на геройство, он сразу соотносится с читателем, то есть с нами. Мы ведь тоже в некотором роде прозябаем, хоть в мечтах и уносимся в далёкие страны — туда, где правят волшебники, где живут эльфы. Вот почему Сэм появляется на страницах книги практически сразу. Именно потому, что Сэм станет частью великих событий, книга производит такой сумасшедший эффект.
К примеру, взять разговор Фродо и Сэма в крепости Кирит Унгол.
«Это верно, — согласился Сэм. – Мы бы, коли заранее знали, никогда сюда бы не сунулись. Я думал – герои в сказках ищут подвигов и совершают их потому что хотят, что им это интересно, — ну для развлечения. Но в настоящих сказках, в тех, которые запоминаются, дело вовсе не в этом. Там герои просто попадают куда-нибудь, потому что таков их путь. Они ведь могут вернуться, как и мы, например, да только не возвращаются. Про тех, кто вернулся, сказок не складывают и песен не поют. Которые до конца шли, те – другое дело. А конец-то, не всегда бывает хорошим, для героев-то. Когда сказку слушаешь, может, по-другому кажется…Хотя можно всё-таки и домой вернуться. Пусть даже там всё будет по-старому, ан нет, всё по-другому, потому что ты уже другой. Вот так было со старым Бильбо: после своих приключений он переменился. Сказки, в которых всё благополучно, не самые интересные, хотя, конечно, попасть в них лучше всего. Интересно бы знать, наша сказка какая?»
А потом Сэм вдруг осознаёт, что великие истории о Берене и Сверкающем Камне связаны напрямую с развивающимися событиями, в которых он участвует.
Тогда Сэм говорит:
«Выходит, наша сказка похожа на ту? Неужели старые сказки никогда не кончаются?»
На что Фродо заявляет:
«Кончаются не сказки. Это герои появляются и уходят, когда их дело сделано».
Сэм пускается в рассуждения о том, как было бы здорово очутиться дома и снова поработать в саду. И внезапно произносит:
«Но всё-таки интересно, попадём ли мы когда-нибудь в песню или сказку?»
И тут же на него наваливается жуткое приключение. Шелоб.
Заключение романа очень показательно в смысле расстановки акцентов. Роман не заканчивается с уничтожением Кольца Всевластия. И даже с отъездом Фродо из Серебряной Гавани. Последние строчки «Властелина Колец» посвящены Сэму Гэмджи. Он проводил Фродо, вернулся домой к семье, уселся за обеденный стол, символизируя всей обыденностью поступков, что миф завершился.
«Ну, вот я и дома»
И больше ему нечего добавить в эпик – началась простая жизнь.
Источник theonering.net
Да, Сэм единственный нормальных хоббит из этих 4ых удодов.
Остальные откровенное бесили, если не сказать больше.
Про трех удодов-хоббитов можно почитать тут — https://yaokino.ru/sredizemje-stonet-pod-gniotom-geev
Никакой не герой. Холуй без своего мнения. Преданный холоп, спасший без понятия мир.
Так часто и бывает — мир спасает маленький, незаметный человек — не Бэтмен и не Супермен))
Кому интересен англ.сакс. раб Сэм. Ценно геройское благородство или благородное геройство.
Любите играть словами?
Нет.
Чтобы сохранить верность ХОЗЯИНУ, по ходу дела спасая всю эту фигню под словом мииииир — удешевлённое спасения во имя сохранности устоев старой доброй… и т. д.