Наступил какой-то момент в конце 90-х, когда международная слава вроде бы настигла Руфуса Сьюэлла. Перед своим тридцатилетием он сыграл главные роли в очень успешных телевизионных сериалах «Миддлмарч» и «Неуютная ферма». Казалось, слава пришла. Но почему-то не случилось…
«Не упустить возможность! Но ворота постоянно раскачиваются на ветру, как только я к ним подхожу. Меня взяли на главную роль в «Интервью с вампиром», когда подоспел Том Круз. В «Крыльях голубки» нас с Умой Турман заменили на других актёров. Такая же история произошла с «Влюблённым Шекспиром» — мы с Джулией Робертс выбыли из проекта. Много раз я стоял на пороге известности, но это и делает меня актером, я думаю. Годы компроиссов и разочарований придают глубины моему актёрству».
Возможно, Руфусу надоело, что его постоянно спрашивают, почему он до сих пор не стал большой звездой, но он слишком тактичен, чтобы сказать об этом прямо. Он обезоруживающе честно рассказывает о взлётах и падениях в своей карьере.
Взлеты и падения в карьере Руфуса Сьюэлла
«Мне всё время приходится проталкиваться. Если роль в фильме явно большая, то шансы мои невелики, поэтому довольствуюсь ролью второго плана».
Роль преподобного Дьючмина в сериале BBC2 «Конец парада» как раз такой пример.
«Меня бы и близко туда не взяли, не будь я лично знаком с Томом Стоппардом»
Он залпом выпивает свой кофе-латте и щёлкает манерно пальцами в духе всех своих злодеев, которых постоянно играет, начиная с «Истории рыцаря» 2001 года. Годами он не слазит с лошади. Ему 45. Чёрные кудри коротко сострижены, скулы заострились. Сейчас он играет в пьесе Гарольда Пинтера «Старые времена» с Кристин Скотт-Томас и отзывы критиков самые хвалебные. В начале апреля состоится премьера криминального триллера «Все вещи для всех людей». Однако есть ощущение, что его потенциал совсем не раскрыт.
«Люди не знают, куда меня «отнести». Я вроде ни то, ни другое».
Мне кажется, под этим он подразумевает, что он слишком привлекателен для роли второго плана, но не достаточно хорош на ведущую партию. И вся эта неразбериха берёт начало с самых первых лет учёбы в Центральной Школе Драмы.
«Отбирали нескольких, но меня. Я же играл официантов, слуг. Задевало, что не меня выбирали на подходящие мужские роли».
И всё же, когда он сыграл очередного носильщика в пьесе «Макбет» , где режиссёром выступила Джуди Денч, его заприметил агент и Руфус немедленно получил роль.
«Это всех повергло в шок, включая меня самого».
Руфус и его старший брат росли в Туикнеме со своей матерью Джо, художницей, и отцом из Австралии, Уильямом, художником аниматором, одним из создателей знаменитого фильма группы Биттлз «Жёлтая подводная лодка». Родители развелись, когда Руфусу исполнилось пять лет. Он рассказывал, как несколько раз побывал в студии отца в Сохо, и о том, как мать, чтобы прокормить их с братом, торговала овощами. Сегодня он отзывается о богемной жизни с сарказмом.
«Моё детство прошло в конце 70-х в пригороде. Мы жили в Туикнеме, предместье Лондона, в арендованном жилье по соседству с сетью магазинов Londis. Во мне боролся аристократ и завсегдатай школьной столовой. Мы жили бедно, но у нас было пианино. Мы были с претензией на тонкий вкус, но мама работала в пабе».
Отец умер, когда Руфусу было 10, и он с энтузиазмом приобщился к курению, алкоголю и марихуане.
«Не слишком ли я рано начал? Не раньше своих друзей. Хотя, в общем-то, если выбирать других друзей…».
Он терпеть не мог школу и с удовольствием пропускал уроки. Однажды учительница предложила ему записаться в драматический класс. Его иконами были Энтони Хопкинс, Майкл Гэмбон и Джон Хёрт, вот таким полезным актёром он хотел бы быть сегодня.
«Поющий детектив» и «Голый чиновник» очень на меня подействовали. Я долго носил шляпу и красил ногти тогда, в 80-е. Я помню, меня выводило из себя, если кто-то рядом делал то же самое».
Он говорит, что его отношения со старшим братом были «раздражительными». Они вместе играли в одной группе и, будучи почти одного возраста, «занимали одно и то же место». Руфус обесцветил волосы под Дэвида Боуи, за что брат обозвал его «жирным белым герцогом»
Когда Сьюэлл впервые пошёл встречаться со своим агентом, он встретил там своего идола Джона Хёрта из «Голого чиновника».
«Джон Хёрт находился в офисе и предложил мне сигарету. Я подумал: «Чёрт, я нахожусь в офисе своего агента и курю вместе с Джоном Хёртом!» Думаю, меня не взяли только из-за моего нервного состояния – у меня тряслись руки, и я прожёг себе палец пеплом».
А потом пришли его дурные годы в Сохо, с вечеринками до утра в ночном клубе The Groucho, с двумя краткосрочными женитьбами – его сыну Билли сейчас десять лет. Актриса Эмили Вуф, сыгравшая вместе с Руфусом в фильме «В краю лесов» в 1998 году, написала, что ночи в Сохо были «наполнены флиртом и возбуждением», но также и актёрской «паранойей» и «сдерживаемой истерией». Она называет своего партнёра «очень красивым, распутным и очаровательным – совсем не похожим на реального человека». Он готов признать такое определение той его эпохи?
«У меня не особенно приятные воспоминания о том времени, но не по тем причинам, о которых она говорит».
После паузы. «Нет, я этого не помню», — говорит он в конце концов и смотрит на меня долго, не улыбаясь. Наступает театральная тишина.
Он говорит, что у его матери двойственное отношение к его карьере. «Смущается, волнуется, гордится». Но она гордится обоими своими сыновьями. Его брат стал ландшафтным дизайнером и продолжает играть в оркестре.
«У нас по-настоящему хорошие отношения. Он очень честный человек, что я очень ценю. Он не способен на сладкую ложь, типа «Ты удивительно сыграл, дорогой». Если ему что-то не нравится, я сразу увижу по его обиженному лицу. Даже если он иногда хочет претвориться, чтобы сказать что-то приятное, он обязательно выболтает всю правду и мало не покажется»
Руфус вспоминает историю, когда он вернулся домой после шести месяцев работы в Нью-Йорке.
«Когда я вернулся, встретил в баре брата, и он сказал: «Ты вроде раньше не говорил как Боб Хоскинс». Я так боялся, что люди подумают, что я превратился в американца – я тут же отбросил все эти ‘Whoarrr, awright mate.’ Это то, что сразу замечаю в моих бывших земляках, как только они попадают в Лос-Анджелес – англичане превращаются в американцев. Не очень привлекательная картина».
Сьюэлл живёт налегке между Лос-Анджелесом, где у него подруга, и Лондоном, куда он ездит каждые две недели, чтобы повидать сына. Билли уже видел несколько картин отца у своих знакомых.
«Я не усаживал его за просмотр своих фильмов со словами: «Давай, сынок, смотри на своего папочку». Он посмотрел «Историю рыцаря» и ещё пару-тройку в том же ключе. Бесшабашное развлечение, если ты переварил идею о том, что твой папка воплощенное зло».
После «Рок-н-ролла», второй пьесы Тома Стоппарда, за которую он получил премию Оливье в 2006 году, Руфус имел все основания получить приглашения в качественные проекты. Когда ничего такого не поступило, он согласился на участие в американском сериале «В последний миг».
«Я словно начал всё с нуля. Мне казалось, что он хоть наполовину удастся, но и этого не случилось».
Он почувствовал огромное облегчение, когда сериал отменили.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Актёр говорит, что за то время, что он живёт в Лос-Анджелесе, ему удалось поработать для ВВС больше, чем за все предыдущие пятнадцать лет жизни в Англии.
«Теперь я встречаюсь со всем голливудским начальством в Скайпе. Я сделал для себя такое открытие, что их гораздо сильнее впечатляет, если я говорю, что нахожусь в Лондоне и говорю с ними по Скайпу, чем то, что я здесь, рядышком, в Западном Голливуде».
Он и его подруга снимают
«маленькую квартирку, и мы не питаемся в ресторанах и не проводим отпуск в экзотических странах. Если я стану тратить деньги на всякое дерьмо, мне надо за это платить моей качественной работой. К счастью, я живу с женщиной, которой это тоже не надо».
Он больше не пьёт и не курит и вроде Лос-Анджелес здесь ни при чём.
«Это произошло задолго до переезда. Думаю, что меня когда-то пугала сама идея жить чисто. Чем больше в тебе токсинов, тем больше рок-н-ролла. А ведь моему сыну ровно столько, сколько было мне, когда мой отец умер. Да, когда я переехал в Лос-Анджелес, я стал здоровее. Только мне самому важно, чтобы я прожил дольше. Те, кто посмеиваются, пусть катятся к чёрту. Я знаю, что это такое, я уже пострадал от этого. Я жил в Нью-Йорке несколько раз, и мне там нравилось. Но это не очень-то здоровое и счастливое для меня время. Ничуть. Жизнь в Лос-Анджелесе намного счастливее, более земная и приятная».
Когда я интересуюсь, чем он занимается в отсутствие работы, он говорит, что этот вопрос звучит странно.
«Когда я не работаю, я просто живу. Я бегаю. Привожу себя в форму. Это мой проект между съёмками. Когда я сижу без работы, я говорю себе: «Отлично, буду наращивать мышцы»
Его узнают, когда он возвращается в Британию?
«Раньше узнавали даже в чайных и антикварных лавках. А теперь только туристы. Это хорошо приземляет».
Если бы у Сьюэлла была работа в Британии, он не уехал бы в Америку. Его не беспокоит местечковая слава, он говорит, что просто хочет круглогодичную работу с разными ролями лет на десять.
Как насчёт его последней работы в триллере канала ВВС «Неспокойная»?
«Да, кое-что начинает происходить. Чем старше, тем легче. Я, думаю, я становлюсь самим собой. Волосы редеют, а талия всё толще».
Есть также маленький фильм и приключенческий блокбастер, который сможет посмотреть Билли.
«Мне всегда хотелось поработать в низкобюджетном кино, но заканчивалось всё крупным фильмом, чтобы убедить людей в Англии, что я востребован. Сейчас это не работает. Надо просто прекратить думать об этом и жить с тем, что есть. Моё отношение к киноиндустрии в Британии похоже на роль отвергнутого жениха. Я хочу снова с ней встречаться, я хочу, чтобы она снова меня признала. Чтобы я дружески к ней прижался».
Руфус отрывисто засмеялся.
The Guardian
Такое знакомое лицо, но не могу вспомнить ни одного фильма с ним. Интересно интервью. Видимо таланта совсем недостаточно для известности. Слепой случай решает судьбы.
А ты разве не помнишь его в «Иллюзионисте»? Он играет крон-принца, посмотри на вторую картинку сверху!
Как то упустила его там (.
Да, вы правы. В Иллюзионисте он снимался
В «Иллюзионисте» его лицо кажется таким знакомым и запоминающимся, особенно взгляд.
Мне даже кажется, что он переиграл Эдварда Нортона. Или дело в его роли вселенского злодея. Я удивилась тому, что женскую роль, из-за кого разгорелся весь сыр-бор, играет Джессика Бил.