Я мало чего видела из фильмографии Альфонсо Куарона, но его «Дитя человеческое» — один из моих любимых фильмов. А ведь у него есть ещё и «Гравитация», и «Большие надежды» с Итаном Хоуком и Гвинет Пэлтроу и даже «Гарри Поттер и узник Азкабана», что для меня просто сногсшибательное открытие.
Фильм этот я не видела, но именно эта книга из всей Поттерианы любимейшая. Наверное, стоит посмотреть. Также меня заинтересовала его картина «Рома», о которой говорят очень много в последние месяцы. Фильм «Рома» получил Золотого льва на кинофестивале в Венеции и продолжает покорять зрителей на всё новых и новых площадках. Режиссёр собирается устроить мировую премьеру своей картины одновременно в ста кинотеатрах. Возможно, это даст ему ощущение ритма всей планеты, её дыхания. Конечно, когда за спиной стоит Netflix, то можно идти на всякие эксперименты. Любопытно, как впишется Россия в такой проект Куарона.
Мексиканский режиссёр снял свою новую картину за 108 дней и практически воссоздал свою жизнь, как он её помнил в пригороде Мехико в 1970-71 годах. Клео, нянька, ухаживающая за детьми, один из которых сам Альфонсо, обстирывающая и готовящая еду для большой семьи среднего класса. Семьи, где рос будущий режиссёр. На роль Клео взяли девушку из маленькой деревеньки, видимо, очень похожую на ту, которой посвящён фильм – «Либо». Все чувства, что вызывала тогда эта простая девчонка, вылились в такой щемящий и проникновенный фильм, где и запоздалое признание в любви, и чувство вины за то, какими эгоистичными бывают все дети. Куарон снимает свой фильм в чёрно-белом формате сам. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец в этой своей личной картине – и режиссёр, и сценарист, и оператор. Словно не хочет, чтобы между ним и разворачивающимся действием стоял какой-то чужак. Сюжет невозможно описать, потому что в фильме главное не история, а чувства. Чувство уважения, любви, признательности всему, что связано с домом. И Клео. Её любят все четверо детей. Она тихо шепчет каждому утром: «Просыпайся, мой ангелок». Она – слуга, делит комнату с ещё одной горничной и бесконечно в работе. Она может и посмотреть телевизор вместе с семьёй, но быстро вскочит, когда ей скажут принести чаю.
Детям предстоит узнать, что в их семье происходит несчастье. Отец притворяется, что уезжает в командировку, но сам отправляется к другой женщине. Мать вынуждена скрывать боль и отчаяние от детей.
И всё же, это история Клео, которую безошибочно играет Ялица Апорисио. Под долгим взглядом камеры она передаёт все эмоции своей героини, и когда приходит в отчаяние из-за того, что забеременела, и когда друг бросает её без объяснений в кинотеатре.
Фильм очень напоминает картины итальянского неореализма, он в духе «Похитителей велосипедов» 1948 года режиссёра Витторио Де Сики. При этом картина словно наполнена воздухом, давая ощущение присутствия внутри событий. Зритель присутствует при рождении ребёнка, извержении вулкана, бойне на улицах во время демонстрации студентов. Всё, что запало в память, режиссёр бережно воплотил на экране, сделав зрителю бесценный подарок – смотрите, вдыхайте, владейте.