Я твёрдо убеждена, что сказки не надо анализировать. Сказка для того и существует, чтобы уводить в мир иллюзий. И зачем подвергать сомнению счастливые отношения миллионера и красотки, размышляя над тем, как там сложится их жизнь и не будут ли они жалеть о том, что судьба их так провокационно столкнула в один из вечеров. Такие размышления ещё более нерациональны, чем сама сказка. Потому что предсказать это невозможно. В реальной жизни бывают изумительно сказочные финалы.
Иногда думаешь о своих знакомых: «Ну, как они могут быть счастливы вместе, такие разные?» Могут. И счастливы. Поражаешься тому, насколько по-разному относятся люди к жизни. Даже разведясь по нескольку раз, продолжают верить и не превращаются в циников. А вот мой любимчик Ричард Гир, похоже, погрузился в скепсис. В сказки не верит. И это в 67 лет, когда в кругу внуков пора читать сказки вроде «Принцессы невесты» или «Золушки». Неужели на склоне лет Ричард отрёкся от своего Зака Мэйо из «Офицера и джентльмена» и Эдварда Льюиса из «Красотки»? Так ловко нас обманывал все эти годы, а теперь вот заявляет: «Не верю!» Или в нём взял верх буддист, относящийся ко всему происходящему в жизни как временному явлению? Вот что он говорит в интервью журналу Haute Life:
«По моему собственному опыту в жизни всё не так. Не говорю, что плохо, просто более реалистично. Не думаю, что где-то кто-то приходит к пониманию «Я это сделал. Теперь я счастлив”. Я думаю, это совершенно нереалистично».
На долгосрочную перспективу отношений миллионера Эдварда Льюиса и Вивьен Уард, девушки по вызову, из сногсшибательно популярной романтической комедии «Красотка» (реж. Гэрри Маршалл) он смотрит с большой долей сомнения:
«Неизвестно, что с ними произойдёт. Сейчас им хорошо вместе, но кто знает, что будет через несколько месяцев».
Точно так же можно сказать о любом союзе. Только совсем глупый человек может быть уверен в завтрашнем дне. И даже есть мрачный оттенок. Помните, у Булгакова? «Аннушка уже купила масло». И кому как не буддисту знать о том, что человек собственной судьбой не управляет. Тем более, счастливым семейным союзом. Но это никак не умаляет эффекта «Красотки». Встретились два одиночества и скрасили взаимное существование. Плюс финансовое подспорье, а не жизнь в шалаше. Шансы повышаются.
Если бы изумительные сказочные финалы в жизни имели место быть, людям просто не было бы необходимости снимать такое кино. Мне не 67, но с Гиром солидарна, все гораздо прозаичнее. А чужие, дух захватывающие истории, как правило содержат умело скрываемую героями обратную сторону медали. Может, стоит детям читать более реалистичные сказки, избавив их тем самым от когнитивного диссонанса впоследствии ? Чтобы не стать цинником к возрасту Гира, нужно быть немного Мышкиным, мягко говоря не слишком благополучным персонажем.
Знаешь, я уверена, что у Гира всё гораздо глубже — и не потому что он стал циником, побывав в нескольких браках, а потому что он буддист со стажем, у него такое отношение к счастью — счастье не зависит от кого-то или чего-то, ты сам творец счастья и культивируешь его в себе ежечасно. Радуешься уже от того, что существуешь. А не потому что кого-то прицепил по ходу жизни, а когда «это» отцепилось, пора вешаться, потому что счастье кончилось.
А он буддист? Просто его слова похожи на слова обычного «пожившего» человека. Без лишнего драматизма но и без розовых соплей. Не думаю, что буддизм узурпировал адекватное отношение к жизни.
Я вот честно, ни разу в жизни не встречала человека, который бы действительно жил по этим прекрасным, во всех смыслах заветам и с легким сердцем мог сказать что счастлив. Буддизм для меня такая же сказка, как Красотка. Привлекательно все звучит, но где это в жизни реализовано, показать затрудняются.
Понятие счастья так субъективно. Кто счастье рассматривает как нечто сугубо материальное, для кого-то счастье это остаться наедине с хорошей книгой. Для кого-то счастье — «хоть какой, но муж». Можно не называть слова Гира буддистским отношением, а просто выстраданной философией его личной жизни.