Давно преданно люблю Ричарда Гира. Так получилось, что пропустила два его фундаментально важных фильма – «Первобытный страх» и «Арбитраж» (Порочная страсть). На днях посмотрела эти картины и нахожусь в полном восторге от игры своего любимца. Оба фильма настоятельно рекомендую к просмотру. Обожателей Эдварда Нортона наверняка дважды приглашать не надо – он просто поразительно хорош в «Первобытном страхе». Очень приятно наблюдать за развитием карьеры Ричарда Гира, которая не только не затухает с годами, но и получает новые краски. Он выбирает достойные проекты, интересные образы и радует своего зрителя невероятным разнообразием. Прошлая моя киношная неделя точно прошла под звездой Гира, а впереди меня ждут ещё две его картины — «Шакал» и «Перерыв на бездумье». Осторожно — спойлеры!
Гир как рыба в воде в ролях подобных адвокату Мартину Вэйлу в триллере «Первобытный страх«.
Блестящий, самоуверенный, ухоженный, стильный, он ничего и никого не боится. Его знают все в Чикаго, и мафия доверяет ему ведение своих дел. Мартин уверен, что разбирается в психологии своих клиентов, пока в его практике не появляется подзащитный Аарон (Эдвард Нортон).
Аарон подозревается в зверском убийстве епископа, любимца всех прихожан. Парня практически застали на месте преступления, в крови, он пытался бежать от полиции. Робкий, тихий, застенчивый, милый, заикающийся, он настолько не соответствовал образу чудовищного убийцы, что адвокату не представляло труда выстроить защиту на том, что парня подставили, и где-то прячется истинный убийца.
Картина снята в отличном темпе, напряжение держится до последнего. Пожалуй, на последних кадрах и происходит взрыв, от которого начинаешь задаваться вопросами. И главный вопрос приводит к названию картины. Кто испытывает этот первобытный страх? Кто напуган до смерти? Кто главный манипулятор в судебном процессе? И все ответы далёко не в пользу самоуверенного адвоката. Как случилось, что его, защитника самых отъявленных мафиозных бандитов, обвёл вокруг пальца практически мальчишка? Причём, он вошёл в расставленную ловушку охотно, вслепую, доверчиво, как агнец. Мальчишка умело управлял главным пороком Мартина, тщеславием. Мартин получил самый расчётливый удар в своей адвокатской практике и не факт, что он после этого придёт в себя.
В этом фильме все играют блестяще. (Например, Фрэнсис Макдорманд в роли психиатра, которую также обвели вокруг пальца!). Все актёры второго плана убедительно проживают свои роли. Но Ричард Гир действительно великолепен. Чемпион и победитель, агрессивный и напористый, он тысячу раз уверен, что всё под его контролем, он даже готов мириться с разбитым в кровь лицом, лишь бы получить признание своего клиента. И он словно сдулся, словно из него ушла жизнь в последней сцене. Он выиграл процесс, но одновременно проиграл его страшному монстру, которого собственными руками выпустил на свободу. Вот он первобытный страх. Ставлю картине 5 баллов.
«Арбитраж» (2012) почему-то решили переименовать в «Порочную страсть», видимо, для привлечения любителей клубнички. Но именно название «Арбитраж» передаёт суть картины, её элегантность.
Однако наши прокатчики могли заглянуть в самую сердцевину картины с её главным героем Робертом Миллером (Ричард Гир), для которого деньги были выше семьи, любви, дружбы и стали порочной страстью. И в роли могущественного миллиардера Гир стопроцентно органичен. Как он хорош, когда принимает судьбоносные решения! Он управляет миром, судьбами людей, всё у него под контролем.
Не поверите, но когда смотрела «Арбитраж», приходила шальная мысль, уж не продолжение ли это «Первобытного страха», спустя лет двадцать-тридцать.
Поразительное ощущение единства двух картин, по крайней мере, образов, созданных Гиром. В Арбитраже» он успешен, баснословно богат, скупает медные рудники в России при благоприятном политическом руководстве, надо полагать, Ельцине. Всё вдруг сорвалось с приходом нелояльного американцам правительства, а деньги в проект потекли рекой, которую не остановить. Короче, образовалась дыра и чтобы её заткнуть, Роберт берёт в долг у такого же миллиардера, подразумевая выгодную сделку по продаже своей компании. Но покупатель не торопится, требует аудита. Все эти деловые проблемы и есть его смысл жизни, он привык жить в бешеном ритме и остановись его деловая активность хоть на мгновенье, он бы умер.
Как в это адское расписание вписалась любовница, не понимаю. Но она есть, француженка, Джулия, галерист, и она очень требовательна. Амбициозную девушку играет Летиция Каста.
Зачем он дал ей надежду на то, что бросит семью и создаст новую ячейку общества с ней? Зачем вообще ему нужен такой балласт при такой занятости? Он игрок, он азартен, он в постоянном драйве. Все окружающие только свита, сопровождающая короля. Даже попав в автокатастрофу, он ни на минуту не потерял контроля над ситуацией.
Мы видим Роберта в очень уязвимый момент жизни, но это всего лишь момент.
Как он разрешает, казалось бы, неразрешимую для себя ситуацию, просто поражает. Он со своими миллионами с одной стороны и дотошный полицейский (Тим Рот), взявший быстро след, с другой.
У вас есть сомнения, в чью пользу разрешится дело? Миллионы и закон. Нас давно научили, что именно миллионы и есть закон, так что доведи полицейский дело до суда, это выглядело бы сказочно. Спасибо и за то, что показали, как крутится на жаркой сковородке Роберт. Эту сковородку одновременно подогревают и его жена (Сьюзан Сарандон), поставив перед ним дилемму, и очень честная дочь, являющаяся также партнёром по бизнесу, а также совершенно чужой человек, которого он опрометчиво вовлёк в опасную игру.
Именно линия отношений Джимми и Роберта меня восхитила больше всего. Надо сказать, что актёры второго плана обладают историями с большим потенциалом и хочется знать о них ещё больше, что редкость. Джимми, сын личного водителя Роберта, который перед смертью попросил своего босса присматривать за парнем. Роберт сдержал слово, вызволял парня из передряг, связанных с оружием и наркотой. Когда сам Роберт попал в передрягу, единственный человек, кому он мог довериться, был именно Джимми. Заметьте, не собственный сын, а человек совсем другого круга.
Восхищают диалоги Роберта, управляющего вселенной, и простого чернокожего парня из Гарлема. Уверена, вас также удивит этот нетипичный персонаж. (Нетипичный, поскольку мы привыкли к другим чернокожим на экране).
Джимми относится к Роберту, привыкшему мерить все отношения деньгами, без всякого пиетета. Оказывается, есть другой мир, где существует признательность, преданность, дружба, вера. Этот мир давно чужд Роберту, потому что он отвык от него и не знает, как себя вести с такими людьми. Почему-то мне очень хочется, чтобы Роберт не потерял связи с Джимми, чтобы в нём потихоньку просыпалось человеческое. В принципе, Роберт делает много добра, но уж слишком это приобрело механический налёт и перешло в ранг обязательств и статусности.
И как всегда, после хорошего кино, задаёшься вопросами. А как дальше сложится жизнь Роберта? Неужели смерть близкого человека его ничему не научила? Неужели он настолько закоснел в своей деловитости, что окончательно потерял доверие дочери? А что будет с женой? А как он вообще распорядится жизнью после продажи компании? Если бы картина не держала в напряжении, если бы персонажи были скучны, разве стала бы я задаваться такими вопросами? И в этом заслуга не только великолепного Гира, умеющего балансировать на грани, но и всей команды «Арбитража», начиная с режиссёра Николаса Джареки и заканчивая атмосферной музыкой Клиффа Мартинеса.
Замечательная рецензия!
Очень захотелось посмотреть оба фильма. Ричард Гир хороший драматический актер.
Наташа, потрясающая рецензия! Где бы время найти, чтобы посмотреть…
Я «Шакала» видела почти сразу, как он вышел, ведь там играют и Гир, и Уиллис. Разве я могла такое пропустить.
Очень понравился Гир в «Чикаго», а ведь, по-моему , его даже не номинировали за эту роль. Очень талантливый актёр! Для меня он даже эпизод в «Августовской рапсодии» Куросавы отыграл на отлично. Наверно, процентов 90 его ролей мне очень нравятся.
О, Саша — «Шакал» — за гранью добра и зла. Надо было смотреть его тогда. Сегодня это просто нелепость — совершенно фальшивый балаган в духе «Красной жары». Уиллис вызывает смех с его переодеваниями, а его «голубизна» просто отпад. Всё свалили в кучу. Гиру там делать нечего. Самое противное, что я повелась на название, думая, что это по книге Форсайта «День шакала», от которой я без ума. И такой облом.
А я и не пересматривала его со студенческих лет. Была бы возможность-пересмотрела бы, чтобы впечатления сравнить.
Саша, я это о себе. Мне надо было смотреть его тогда. Я в первый раз посмотрела Шакала на днях.
Вспомнили о старом кино!