В фильмах, где рассказ идёт о похищениях, всегда первые пасторальные кадры вводят в заблуждение зрителя, чтобы в дальнейшем обрушить на него «шок и трепет». Драма Дени Вильнёва «Пленницы» с первой сцены расставляет акценты. Фильм начинается со сцены в лесу, где отец и сын всматриваются в свою добычу через прицел винтовки. Молитва, выстрел, и олень падает замертво на землю. По дороге домой отец занудно учит сына, как быть всегда готовым принять от жизни неприятности, которых будет пруд пруди.
Первая сцена настолько угнетает, что вызывает удивление, как дальнейшая история смогла выкарабкаться из-под такого тяжёлого символизма. Оператором в драме «Пленницы» выступил постоянный партнёр братьев Коэнов, Роджер Дикинс, и вся его картина словно насквозь пропитана дождём и лишена красок.
Келлер Доверс (Хью Джекман) – строитель. Он живёт с женой (Мария Белло) и двумя детьми на окраине города. Он обожает слушать Брюса Спрингстина, любит охоту и собирает у себя в подвале еду в консервах, противогазы и другие вещи, которые необходимы на случай непредвиденных обстоятельств.
В День Благодарения Доверсы отправляются в гости к Фрэнклину (Терренс Говард) и Нэнси Бёртч (Виола Дэвис), у которых тоже есть дети такого же возраста. Пока родители попивают вино и ведут неторопливые беседы в гостиной, маленькие девочки, получив разрешение родителей, отправляются на прогулку.
С этой прогулки они не возвращаются. Начинается паника, и она достигает максимума, когда становится очевидным, что припаркованный на этой же улице кемпер, тоже исчез.
Дело берётся расследовать детектив Локки (Джейк Джилленхол).
Владелец кемпера, Алекс Джонс (Пол Дано), вызван на допрос. Медицинская экспертиза после осмотра машины не нашла никаких свидетельств присутствия девочек. Но Алекс очень странный тип, говорит детским голосом и ведёт себя подозрительно, словно ему есть, что скрывать.
Отец одной из девочек, Келлер, сам берётся за дело — когда Джонса выпускают из участка за неимением убедительных улик, он похищает его и держит в качестве заложника в одном из заброшенных домов.
Он также посвящает в свой план Фрэнклина Бёртча, предлагая выбить всю правду из заложника. Бёртч при виде Алекса, привязанного к батарее, приходит в негодование, но Келлер чуть ли не силой его переубеждает. Здесь проявляется главнейший нюанс сюжета: как легко один человек может силой задавить сомнения другого человека, и как часто сомнения свидетельствуют не о слабости человеческого духа, а человечности.
Хью Джекман весь фильм рычит, кричит и пышет яростью, но всё это лишь иллюстрирует его беспомощность в ситуации.
В одной из сцен он, произнося молитву «Отче наш», не способен продолжить её словами:
«И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».
У него внушительный арсенал в подвале, его семья может пережить атаку зарином и горчичным газом, а также нашествие зомбаков и инопланетян, но он не смог объяснить дочери, как правильно вести себя на улице, чтобы не стать чьей-то добычей. И он слепо верит, что только Алекс виноват в исчезновении дочери и даже не рассматривает другие версии.
Джейк Джилленхол просто великолепен в роли полицейского Локки.
В этом году Джейк явный номинант на Оскар, если не в этой роли, то уж точно за фильм «Враг», где у него их сразу две!
Мы видим Локки только в процессе расследования похищения, за исключением единственной сцены: в День Благодарения он ест ритуальный обед в полном одиночестве, а за окном барабанит ледяной дождь. Из его прошлого мы узнаём, что он рос в сиротском доме и в приёмной семье. На его пальцах религиозные татуировки, и у него нервный тик.
В драме «Пленницы» так много фриков, что не стань Локки полицейским, он спокойно бы вошёл в этот паноптикум.
Фильм дарит зрителю несколько воистину напряжённых сцен. Одна из них – прочёсывание квартала, погруженного в темноту и дежурство при свечах в ожидании новостей о похищении. Интерьеры кажутся мрачными и разломанными, а персонажи словно растворяются в темноте, давая идею отрезанности друг от друга и полной разобщённости.
трейлер фильма Пленницы
источник rogerebert.com