Этот фильм один из четырёх, сделанных совместно супружеской парой – режиссёром Полом Ньюманом и актрисой Джоан Вудворт. А роль маленькой Рейчел сыграла дочь звёздной пары, Нелл Поттс, семейный фильм можно сказать…
Фильм «Рэйчел, Рэйчел» — режиссёрский дебют великого американского актёра. Это какое же впечатление надо было получить после прочтения романа «Насмешка бога» канадской писательницы Маргарет Лоренс, чтобы встать по другую сторону камеры. Книга действительно потрясающая. История глубокая, одна из тех, что заставляет вспоминать её многие годы спустя.
Ньюман переносит место действия фильма «Рейчел, Рейчел» из Канады в США, Новую Англию. Меня поразило несоответствие образа, который создался у меня во время чтения с тем, что предложил режиссёр. Не ожидала увидеть яркие пейзажи, красочные интерьеры. Почему-то представляла всё унылым и монохромным. И это сразу сдвинуло все акценты. Чего уж так убиваться-то на фоне таких безумно-красивых пейзажей? Это вам не Казахстанские степи за окном пассажирского поезда. И не серые единообразные постройки какого-нибудь Челябинска или Кургана. Дух захватывает от красоты на экране.
А вот с людьми всё сложнее – вечный поиск родственной души он везде одинаково трудный, будь то в России или в Америке.
Рэйчел (Джоан Вудворт) уже 35 и нет никаких шансов изменить свою опостылевшую жизнь.
Так случилось, что после смерти отца она осталась с матерью, не нашла в себе сил бросить её и искать собственную дорогу. Со временем полностью отдалась на её волю, подчинилась её прихотям и требованиям.
Ничего не осталось для себя, разве что ненавистная работа учительницы в младших классах, да и то лишь как повод уйти из дома на несколько часов на законном основании. У Рейчел полностью парализована воля. Мать – удобный предлог чего-то не делать, если это сопряжено с резкими движениями. Приглашает ли директор на тихий домашний обед, лучше отказаться, лучше сидеть в привычной для себя колее.
Рейчел – абсолютно закрытый человек. Любое проявление собственных чувств она считает глупым и даже опасным – не дай бог показаться не такой, как тебя представляют другие, не дай бог разрушить свой годами сложившийся образ в глазах окружающих.
Только наедине с собой она настоящая, без футляра. Она позволяет себе чуть-чуть помечтать, построить маленькие замки. Удивительно, что она сохранила в своей душе столько романтизма, живя в таком месте — над похоронным бюро. Она всегда была насмешкой у сверстников. Её не любили и боялись. Да и кто смог бы без содрогания общаться с дочерью человека, который провонял насквозь формальдегидом, работая с трупами? Девочка привыкла к такому соседству и не раз спускалась к отцу во время его работы, вызывая у него ужас, поскольку он искренне хотел оградить свою семью от того, чем зарабатывал на жизнь.
Об отце остались самые лучшие воспоминания. Останься он жить, возможно, не было бы такого отчаянного одиночества. Предстоящие летние каникулы совсем не радуют. Просидеть под пристальным оком матери несколько недель, выполняя её нелепые просьбы, ухаживая за её подругами во время бриджа, следя за приёмом лекарств, какая тоска. И вдруг летом она встретила мальчика из своего детства, Ника Казлика (Джеймс Олсон), сына эмигрантов из Украины.
Мальчики были близнецами, но один из них погиб и Ник так и не избавился от чувства вины перед своими родителями. Ник закончил колледж, уехал в город преподавать в старших классах. Их встреча была неизбежна. Именно Ник перевернул всю жизнь Рейчел, заставил решиться на перемены. Он стал первым мужчиной в её жизни. На просьбу простить её за неуклюжесть, он успокоил её обещанием не болтать о её девственности на каждом перекрёстке. Это подразумевало — гордиться-то особо нечем.
Рейчел опрометчиво стала строить планы, которые включали его, Ника. Она призналась ему в любви и вдруг почувствовала всей кожей, как он напрягся: «Что с тобой, Ник? У тебя сердце остановилось!». Действительно остановилось. Для него она очередной летний эпизод в жизни. Он привычно достаёт фотографию из кармана пиджака: «Я ничего не решаю, он всё решает». На карточке мальчишка лет 12, копия самого Ника. Рейчел даже не насторожила эта фотография, пожелтевшая, словно ей сто лет. Фотография брата близнеца, которая всегда с ним. Каждый со своими демонами. Каждый управляется с ними в одиночку. Зачем впутывать посторонних. Ник уезжает, не простившись. Набравшись мужества, Рейчел звонит старикам Ника, чтобы узнать, когда он уехал к своей семье. Мать отвечает, что никакой семьи у него никогда не было. Рейчел понимает, как напуган Ник её признанием, если фотографию погибшего брата выдаёт за своего сына.
Нелепая, неуклюжая Рейчел начинает делать первые самостоятельные шаги в жизни. Сначала как слепая, на ощупь. Сначала сбросить господство матери.
А потом надежды на перемены в жизни. Сидя в автобусе, который везёт её на новое место работы, она думает о будущем сначала со страхом, а потом с радостью и уверенностью, что теперь-то всё образуется.