«Не верь глазам своим»
Пришло как-то в голову режиссеру Полу Макгигану снять фильм про любовь, но не простую, а с приключениями. Взял он щепотку сюжета, завернул все как следует, попросив помочь сценаристов Жиля Мимуни и Брэндона Бойса, позвал на главные роли Джошуа Дэниела Хартнетта (запомнился зрителям по роли Дэнни Уолкера в военной драме «Перл Харбор», «30 дней ночи» и эпизодической роли в Городе грехов), Диану Крюгер (Елена в фильме Вольфганга Петерсена «Троя») и Роуз Бирн (также принимала участие в съемках «Трои»), смешал все и назвал свое творение «Wicker Park» (в русском прокате этот фильм прошел под названием «Одержимость»; на 2004 год это был уже третий по счету фильм с таким названием).
Для Макгигана этот фильм стал большой ступенью, спустя два года в его жизни появится еще одна — картина «Счастливое число Слевина».
Сюжет фильма ОДЕРЖИМОСТЬ 2004 года:
Итак, жили-были парень Мэтью (Харнетт) и его девушка Лиза (Крюгер), которые любили друг друга и были вместе. Но случилось как-то бедняге Мэтью получить предложение поработать в большом городе Нью-Йорк, но Мэтью захотел взять Лизу с собой. А Лиза была девушка талантливая, занималась танцами и была у нее в тот день репетиция. Так они и разошлись.
В следующий раз на глаза Мэтью его девушка (как он думал) попадется лишь спустя 2 года. Завел себе Мэтью за это время невесту по имени Ребекка, собрались они в городок к Мэтью, но в самый неожиданный момент он опять получил предложение отправиться в деловую поездку и что еще более неожиданно – увидел Лизу. Тут-то у Мэтью голова и отключилась (на время :)). Решил он, во что бы то ни стало, найти девушку, находит визитку, выслеживает псевдо-Лизу и приходит к ней в гостиницу.
Далее он узнает, где живет девушка, едет к ней, но (!) видит там совсем другую Лизу, у которой только та же одежда, вещи, туфли. Девушка не растерялась и стала убеждать, что она и есть его девушка. Голову-то Мэтью так и не нашел, поэтому ночь они провели вместе, а на утро он пошел разбираться.
Вернувшись обратно, Мэтью видит, что квартира пуста – в ней только туфли Лизы. Мэтью проверяет «псевдо-его-бывшую-девушку» этими туфлями и понимает, что это не его Лиза.
Одновременно настоящая Лиза тоже ищет Мэтью, только у нее ничего не выходит. Позже становится понятно, что с самого начала их размолвка была спланирована и никем иным, как подругой Лизы – девушкой по имени Алекс. С Алекс встречался друг Мэтью, а сама она была тайно влюблена в Мэтью еще даже до знакомства его с Лизой.
В день, когда Лиза получила приглашение от Мэтью поехать с ним на работу, Лиза узнала, что ей тоже нужно уехать на гастроли. Она сообщает об этом Алекс, поручая ей передать ключи от квартиры и письмо для Мэтью, где дает согласие на поездку с любимым. Однако Алекс решает ничего не говорить и не передавать предмету своих мечтаний, а попросту развести молодых людей, солгав Лизе, что Мэтью встречается с другой девушкой, параллельно уничтожив все сообщения от Лизы на автоответчике Мэтью.
В день приезда Мэтью с Ребеккой Алекс случайно видит его и решает во что бы то ни стало заполучить его, влюбив в себя с помощью вещей Лизы.
Что это такое «Wicker Park»?
Оригинальное название фильма – «Wicker Park». Это район в Чикаго, где Мэтью назначает встречу в финале фильма. Wicker Park считается авангардом, сосредоточием ночной жизни, музыки и моды во всем Чикаго. Удивительно, но это место так же исторически заселялось иммигрантами из Польши, Украины, Греции, Италии и Чехии. Начиная с 1900 года — Wicker Park стал центром польской общины всей Америки. Затем пошла волна пуэрториканцев, дома стали сдавать за сравнительно небольшую арендную плату и это место полюбили начинающие музыканты и музыкальные студии. В последствии тут образовалась целая музыкальная мекка. Многие культовые музыкальные группы здесь записывали альбомы и даже снимали клипы.
Но вернемся к фильму…
Он признается Ребекке, что любит по-прежнему другую, в это время Лиза, настоящая Лиза выслушивает признание Алекс в содеянном. В конце концов, Метью случайно видит Лизу в толпе, они встречаются, найдя после нескольких лет друг друга.
Небольшой экскурс в историю Одержимостей…
— Самый первый фильм с названием «Одержимость» был снят в 1943 году. Это было дебютное творение режиссера Лукино Висконти, дебютное не только для режиссера, но и для итальянского кинематографа как первая картина, выдержанная в тонах итальянского неореализма.
— Следом, спустя 49 лет Нил Лабют решает экранизировать роман английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт «Обладать» и выпускает картину «Одержимость» с Гвинет Пэлтроу и Аароном Эдвардом Экхартом в главных ролях. Если первая история – хроника связи жены трактирщика и красавца-бродяги, которая перевернула итальянский кинематограф, то вторая картина – круто завернутый сюжет о двух исследователей, которые очень внимательно читали любовные письма 19 века, так что сами воспылали страстью друг к другу.
— После фильма Макгигана на экраны еще дважды вышли фильмы все с тем же названием: в 2006 – триллер режиссера Энн Тернер, а спустя 6 лет – другой триллер Стива Шила.
— История Мэтью и Лизы существенно отличается от своих тезок-картин —
во-первых, тем, что отсутствует типичная история «подружка уводит мужа/парня, параллельно пытаясь “прибить” саму героиню».
Во-вторых, фильм Одержимость 2004 года поставлен аккуратно, без лишних ужасов, да и линия поведения героев построена интересно – Мэтью все-таки догадывается о подмене. Однако разработка деталей несколько смазана, вследствие чего фильм иногда кажется «слепленным» из отдельных кусочков, без единой плоскости развития сюжета.
Что все же не мешает наслаждаться просмотром :).
История, рассказанная Макгиганом, напомнила другую картину о сложности отношений с участием Пенелопы Крус. В 2009 году испанский режиссер Педро Альмодовар (режиссер фильма «Женщины на грани нервного срыва», номинант Оскара 1989 года) завершает работу над испанской драмой «Разомкнутые объятия», повествующей о сильной, но противоречивой любви сценариста Матео Бланко и актрисы, любовь к которой стала для Матео и страстью, и жизнью, и одиночеством.
Почти такая же одержимость коснулась и героя картины Макгигана, только на этот раз она помогла распознать правду и ложь, превратившись в любовь.