Режиссёр Джон Кёрран совершил невозможное: он практически воссоздал атмосферу романа Сомерсета Моэма «Узорный покров» в своём фильме «Разрисованная вуаль», более того, герои романа узнаваемы с первых минут пребывания на экране, а их каждый шаг навстречу друг другу волнует точно также как в великолепном романе Моэма.
Если история в романе развивается линейно и хронологически, то в фильме как нельзя идеально подходит приём флэшбэка. Именно через воспоминания Китти (Наоми Уоттс —«Дж. Эдгар«, «Ты встретишь высокого незнакомого брюнета» ) мы узнаём, как и почему её занесло в удивительный по красоте уголок Китая, на размытую дождями дорогу, по которой не пройти, не проехать.
В ярких как вспышка воспоминаниях мы видим Китти, очаровательную, избалованную девицу на одном из приёмов, куда её отец, известный адвокат, пригласил учёного бактериолога Уолтера Фейна (Эдвард Нортон — «Иллюзионист», «Бойцовский клуб»). Уолтер скромный, сдержанный, не мог не заметить красивую девушку, он влюбился сразу и навсегда. Времени на ухаживание совсем не было, так как он уезжал в Китай.
И так всё совпало, что Китти порядком надоела мать с постоянными упрёками в нежелании выйти, наконец, замуж и завести детей. Оба совершили нелепую ошибку, пошли на поводу обстоятельств, и судьба сразу отыгралась на их скороспелом браке. По приезде в Шанхай Уолтер продолжал засиживаться в лаборатории, а сгорающая от скуки Китти обратила свой взор на помощника губернатора, Чарльза Таунсенда (Лев Шрайбер — муж Наоми Уоттс в реальной жизни), известного светского повесу.
Трясясь в паланкине среди бескрайних рисовых полей, Китти вспоминает всё, что произошло с ней за короткий период времени в Шанхае. Она вообразила, что нашла истинную любовь, что встретила, наконец, своего принца.
Эгоистка до мозга костей, привыкшая жить на свете только ради собственного удовольствия, она и подумать не могла, что для Чарльза она лишь очередной приятный эпизод. Сцена, когда любовники понимают, что Уолтер вернулся из лаборатории раньше и уткнулся носом в закрытую дверь спальни, просто настоящий триллер. Они заворожено смотрят, как поворачивается дверная ручка, как кто-то толкает запертую дверь и бесшумно уходит.
Уолтер не стал ходить вокруг да около, он сразу сделал такое предложение своей жене, от которого у неё волосы встали дыбом. Думаю, и зритель, незнакомый с таким писателем циником как Сомерсет Моэм, удивился жестокости Уолтера. Он поставил перед ней дилемму: либо развод, и тогда Китти становится социальным изгоем; либо она едет с ним в деревню, где свирепствует холера. Был, правда, ещё один самый унизительный выбор, который она сначала восприняла как дар небесный- он согласится дать ей развод при условии, что Таунсенд женится на ней. И вот она, наивная дурочка, мчится к Чарльзу, чтобы получить от него то, что Уолтер давным-давно предвидел.
После неприятного разговора с любовником у Китти не остаётся выбора, она вынуждена отправиться с мужем туда, где она либо умрёт, либо искупит свои грехи. А возможно, и то и другое.
Удивительно, как интимно режиссёр рассказывает историю. Как медленно и болезненно снимает с себя узорный покров Китти, сквозь который она привыкла смотреть на мир. С каким трудом она избавляется от иллюзий. Она словно застряла между двух реальностей — в Шанхае остался бывший возлюбленный, светская жизнь и суета. Здесь, среди эпидемии она каждый день видит, как занят её муж настоящим делом, как предан он своей науке, как он ходит рядом со смертью.
День за днём она наблюдает, как тянутся к нему люди, как они ценят и уважают его. От невыносимого безделья и скуки Китти знакомится с настоятельницей местного прихода, где воспитываются дети сироты. Доктор Фейн постоянный гость в приюте, и она видит его трепетное отношение к чужим детям. «Если он так относится к чужим, то как он будет относиться к своим собственным?» — напрашивается сам собой вопрос.
Фильм «Разрисованная вуаль» вызывает массу литературных и кинематографических ассоциаций. Сразу вспоминается чеховская «Попрыгунья», где главная героиня, будучи замужем за выдающимся самоотверженным врачом и просто хорошим человеком Дымовым, гонялась за знаменитостями, влюблялась, флиртовала, потратила свои лучшие годы на пустопорожние светские разговоры. И только после смерти мужа поняла, кого она потеряла. Также вспоминается «Пригоршня праха», великолепный фильм по роману Ивлина Во, соотечественника и современника Моэма, где главный герой, Тони, после смерти единственного сына и измены жены, уезжает в Бразилию и находит смерть в джунглях.
Мне, например, всегда интересно, что происходит с людьми после того, как завяли свадебные букеты и были съедены свадебные торты. Фраза «и жили они счастливо и умерли в один день» скрывает самое интересное. Китти не любила своего будущего мужа, он спас её от возможности остаться старой девой, что в обществе начала века не очень благосклонно воспринималось. Женщина не была свободной, и все условности высшего света были против неё. Она выбрала абсолютно незнакомого мужчину, чтобы избежать участи прослыть эмансипированной. Узнать и понять человека, с которым связала жизнь, а потом и полюбить его, дано не каждому. Любовь Китти не возрождалась, она выковывалась, пройдя жуткие, нечеловеческие испытания. Ни Уолтер, ни Китти не стали святыми. Но мы видим, какого высокого достоинства становятся их отношения. Постоянная близость смерти меняет взгляд на человеческие ценности. И вот как слепая, спотыкаясь и падая, Китти нащупывает свой путь к искуплению. Та Китти, перед которой муж поставил ультиматум, и представить не могла, насколько изменится её отношение ко всему.
Разве могла она представить, что, встретив в Лондоне человека по имени Чарльз Таунсенд, она на вопрос сына «А кто это, мамочка?», ответит «Никто, милый. Никто» Это означает, что в богом забытом китайском поселении, где бушевала холера, она нашла что-то наподобие избавления.Я уже упоминала атмосферность фильма «Разрисованная вуаль». Это настроение поддерживает великолепный музыкальный трек. Композитор Александр Депла («Девушка с жемчужной серёжкой», «Загадочная история Бенджамина Баттона») не только вызывает определённое настроение, но и даёт почувствовать время. К сожалению, выяснилось, что основная запоминающаяся мелодия это всего лишь аранжировка вальса Эрика Сати. Ну что же, и на том спасибо.
Кстати, о видеосъемке — операторская работа в фильме «Разрисованная вуаль» вызывает только восхищение, что не удивительно, ведь за плечами Стюарта Драйбёрга уже 30 операторских работ и одна номинация на Оскар.
Нельзя не сказать, что на роль Китти претендовала Николь Кидман, подруга Наоми Уоттс. Однако Нортон сказал своё веское слово.
Спасибо за эту рецензию. Один из самых любимых фильмов , одна из самых любимых книг ну и конечно Эдвард Нортон — бесподобен.
Давно подбиралась к этому фильму. Мне кажется, что режиссёр сделал замечательный ход- он отправил Китти в Лондон к отцу, где она встретила бывшего любовника и ответила ему отказом на всю оставшуюся жизнь, без всякой двойственности. В романе же всё сложнее, Китти всё ещё не вышла из своей любви-страсти к Чарльзу. После смерти мужа она опять в постели у Чарльза, опять в грязи, опять ненавидит и презирает себя, опять раба секса. И только после этого она решается бросить его. Я представляю, как бы восприняли такой поворот зрители, особенно те, кто не читал Моэма.
Моэма надо читать обязательно а потом смотреть :). Для меня в фильме всего хватило и нет ощущения недоделанной работы, очень атмосферно все и актеры на высоте. Замечательный фильм, к сожалению, как мне кажется, не слишком известный широкой публике.
С Новым годом! Спасибо вам за умные и содержательные рецензии на фильмы. Люблю С.Моэма…посмотрю фильм обязательно.
Спасибо, Мария, за Ваши тёплые слова. Буду и впредь стараться писать интересные посты. И смотрите Разрисованную Вуаль на нашем блоге.
Очень люблю творчество Моэма. Книгу, к сожалению, прочла после фильма. Они — и книга ,и фильм- чудесны. Музыка Сати бесподобна(хотя и Деспла замечательный композитор). Эту вещь-«Gnossienne»-я слышала еще в двух фильмах. Спасибо за отличную рецензию.
Почему-то мне больно возвращаться к Моэму. Да к Цвейгу тоже. Наверное, это писатели моей юности, а туда возврата нет. Но экранизации смотрю с удовольствием, хотя здесь кинематографу особо нечем хвастать.
«Разрисованная вуаль» скорее исключение из правила.