Как же я люблю этот фильм! А ведь когда-то сын буквально заставил меня смотреть эту картину вместе с ним. С тех пор она в списке любимых, и даже пришло время проанализировать самые интересные сцены этой многослойной, как пирог, истории.
Гонконг в 30-е годы прошлого века. Городом управляют банды и самые зверские из них «Крокодилы» и «Топоры». Полиция получает деньги со всех сторон и сидит в своём ведомстве, не высовывая носа. Кто больше заплатит, тот и прав. На улицах постоянные разборки, трупы, кровь. В Свинарном переулке относительно спокойно, там живут бедняки, а потому эта территория бандитам неинтересна.
Но здесь тоже течёт своя колоритная жизнь – шьют одежду, стригут волосы, пекут пончики. Все жители снимают комнаты у супругов-домовладельцев, грубой и визгливой Хозяйки (Юэнь Цю) и её забитого мужа (Юэнь Ва). Муженёк получает регулярно побои от своей супружницы за следы губной помады на лице и тут же приударяет за очередной юбкой.
Жена не выбирается из ночной рубашки и пеньюара, на голове у неё бигуди, а во рту всегда торчит сигарета.
В этот убогое место являются два друга, чтобы припугнуть население и получить над ними власть. Син (Стивен Чоу) и его приятель по имени Кость (Лам Цзе-Чун) давно мечтают стать членами банды Топоры. Для этого надо всего ничего – кого-нибудь замочить. Но сделать это не так просто, слишком оба добрые по натуре. Одно дело, что-то стащить. Парочка неприкаянно бродит по городу в поисках жертвы, которая должна быть на порядок их слабее, но, как назло, попадаются одни храбрецы, умеющие за себя постоять.
Свинарник кажется им самым привлекательным местом – люди все забитые, слабаки, одним словом. Син всю дорогу вешает лапшу на уши приятелю, рассказывая, какой он непревзойдённый мастер боевых искусств, как ещё в детстве купил книжечку у бродячего торговца за десять долларов. Деньги пришлось достать из копилки, куда они собирались для оплаты его учёбы.
Но зачем эта отдалённая перспектива, когда торговец ясно сказал – перед мальчиком благая цель – борьба со злом в мировом масштабе и книжка «Ладонь Будды» научит, как её достичь. Син не всё рассказывает другу, утаивает важный момент – защищая маленькую девочку от хулигана, он получил урок, который запомнил на всю жизнь. Быть добрым – последнее дело. Добро всегда проигрывает. Та девочка, немая, стала каким-то постоянным упрёком и напоминанием – нельзя быть добрым, ни в коем случае.
Прикидываясь членами банды Топоры, друзья получают яростный отпор со стороны жителей Свинарника и призывают на помощь бандитов. Начинается грандиозная битва между подворьем и гангстерами. Оказывается, жители вовсе не слабаки, среди них затесались истинные мастера кун-фу — Железный Кулак, Восьмигранный шест и Дюжина ударов ногой, а сама Хозяйка подворья — настоящая ведьма и своим криком способна пробить ушные перепонки.
В безумной гонке она преследует убегающего Сина, и именно этот миг ей потом припомнится, когда она догадается о сущности этого парня.
А пока банда, потеряв множество своих бойцов, вынуждена отступить. Не доверяя своим бандитам, босс нанимает двух музыкантов-ассасинов, способных убивать звуками своего гуциня.
Эти убийства настолько изощрённые, что киллеры, кажутся непобедимыми – ведь вся троица мастеров кун-фу пала смертью храбрых под их магией. Зато эта смерть стала не напрасной, она пробудила дремавшую совесть в супругах-домовладельцах. Как оказалось, они отошли от своих дел, когда в одной из битв потеряли единственного сына. Пришла пора определиться, на чьей они стороне, добра, зла или собираются отсидеться в сторонке.
И случай представился. Банда Топоры отправляет Сина в психушку, где в камере заперт непобедимый мастер кун-фу по имени Зверь (Брюс Люн). В облике этого пенсионера в шлёпках на босу ногу столько доброты и домашнего тепла, что банда засомневалась, уж того ли героя она выпустила на свободу.
Узнав, кто его будущие противники, Зверь согласился работать на бандитов бесплатно. Битва между супругами и Зверем одна из самых впечатляющих.
Написала это и пожалела – ведь все сражения в фильме Стивена Чоу поражают своим разнообразием и выдумкой. Как замечательно он вплетает анимацию в эти сцены, они просто взрывают мозг. Когда, казалось, супругам пришёл конец, вдруг нелепый Син сказал своё слово и дубинкой припечатал не только босса Топоров, но и приложил Зверя, хотя и от самого Сина мало что осталось. Супругам удалось вынести его тело с поля боя. Невероятно, но парень поднялся из тлена!
Вот когда Хозяйка вспомнила, что паренёк не прост, что в нём есть дар настоящего мастера единоборств. Тот набрался божественной силы и встал на пути коварного противника, Зверя. Эта последняя битва картины «Разборки в стиле кун-фу», и она просто сметает с ног своими эффектами. Как можно было такое удумать, не повторяясь, а изобретая всё новые и новые повороты? Браво, режиссёр! И актёр, Стивен Чоу браво! Он и застенчивый, и наглый, и благородный, и подленький – всего в нём намешано с лихвой, и актёр сумел это передать с блеском. Но самый лучший он в сценах с девушкой Фан (Хуан Шэньи), ведь только она смогла вынуть из его души прекрасные порывы и сделать его героем.
Хочу добавить, что фильм изумительно дублирован, диалоги замечательные и это, прежде всего, заслуга переводчика.
P.S. Стивен Чоу режиссёр таких фильмов, как «Бог кулинарии», «Убойный футбол», «Король комедии», и я в предвкушении нового пиршества для глаз.