Иногда в мой мелкий мирок вдруг врываются совсем чужеродные картины. И покоряют. Достают до самых печёнок своей человеческой историей. Как, например, «Рай – сейчас». Фильм снят палестинским режиссёром, и он рассказывает о том, что постоянно в новостях о Палестине и Израиле. Но это не пропагандистское кино, а очень человеческое. Нам дают почувствовать кожей, каково жить на ограниченной территории под пристальным наблюдением военных, проезжать блокпост, где обыскивают сверху донизу, где нищета и нет никакого будущего. Два друга Саид и Халед работают в автомастерской под открытым небом и получают гроши. Да и эта работа временная. Машины все убиты настолько, что никому не нужны.
Парней завербовала группа экстремистов. Они пафосно и красиво говорят о великой чести погибнуть за правое дело, взорвав как можно больше израильтян. И отправляют всё новых шахидов на смерть.
Парни не женаты, но Саид влюблён в Суху, дочку палестинского героя. Героизация смертников приобрела безумные масштабы. Но не всё так просто – дух сопротивления израильтянам падает. Мужчинам нужно содержать семьи, многие идут на сотрудничество с оккупантами, потому что те хорошо платят.
Саид (Каис Насеф — «Совокупность лжи», «Очень плохие парни) погружён в себя, он словно ведёт внутреннюю дискуссию о предстоящей смерти. То, что он идёт умирать, нет никаких сомнений. Он ненавидит такую жизнь, как в тюрьме. И даже красавица Суха его не удержит на этой земле.
Халед – (Али Сулиман — «Совокупность лжи»), более открытый и уверенный в правильности выбора. У него на поверхности никаких сомнений.
Но как затем всё поменяется!
Суха (Лубна Азабаль — «Кориолан», «Совокупность лжи») по-настоящему любит Саида, и она догадывается, какую страшную миссию он собирается исполнить. Она – серьёзно относится к сопротивлению, но ненавидит экстремизм, называя его не борьбой, а местью, которая ничего не меняет, лишь множа смерти с обеих сторон.
Когда пришёл черёд завербованных Саида и Халеда отправляться на смерть, их проводят через весь торжественный ритуал – моют, стригут, бреют, кормят, одевают в чёрные костюмы – они должны слиться с израильтянами, вроде как участники еврейской свадьбы. И под строгими торжественными костюмами и белыми рубашками прямо на тело пристёгиваются бомбы с часовым механизмом. На видео записывают обращение смертников к своим родным, и Халед вдруг говорит: «Мама, купи, пожалуйста, фильтры в другом месте, они дешевле».
Грязная вода – дикая проблема для всех, израильтян и палестинцев.
Потом переход через границу, и там всё пошло наперекосяк. С этой минуты фильм превращается в настоящий саспенс, напряжение растёт, потому что не знаешь, когда, как и где взорвутся эти живые бомбы. Среди обычных людей на остановке? В автобусе?
Мы видим мать Саида (Хиам Аббас — «Бегущий по лезвию 2049»), которая точно знает, что сын ушёл умирать.
Замерла в ожидании Суха. Она смотрит на фотографию Саида и прощается с ним.
Плачет Халед, он оплакивает своего самого большого друга. Ждут новостей с той стороны экстремисты. Обычно затем начинается военная операция израильтян, и мирному населению не поздоровится — будет много жертв. И, наконец, Саид. Он среди солдат в автобусе, мы видим его решительное лицо и глаза, в которых застыла боль. Он приготовился встречать аллаха в раю. Он станет героем.