Призрак в Доспехах – аниме-фильм 1995 года, режиссёром которого является Мамору Осси, автор оригинала Призрак в Доспехах — Масамуне Сиро, анимационный сценарист — Кадзунори Ито, фильм выпущен компанией Production I.G.
В японском аниме Призрак в Доспехах, слово «доспех» имеет одновременно два значения: и искусственное тело (неорганичное) и живую материю (органичное), а под словом «призрак» подразумевается индивидуальная сущность (душа). Призраки могут перемещаться из органических в неорганические тела, но неорганическое тело не может создавать свой призрак. Личность – это уникальная человеческая особенность. Когда очень продвинутая компьютерная программа выходит из-под контроля, достигая самосознания и независимости, она свободно начинает разгуливать по Интернету и становится известной под прозвищем «Кукловод» — «самым величайшим хакером всех времён».
Сюжет аниме Призрак в Доспехах развивается в недалёком будущем в 2029 году, когда мир полностью объединен глобальной электронной сетью. В Токио существует организация Девятый Отдел, которая занимается сетевой безопасностью, целью которого и становится поимка элитного хакера Кукловода. Майор Кусанаги работает в этом отделе и она киборг, который ведёт расследование и находит, что Кукловод взламывает человеческие разумы и оставляет свои жертвы с вживлёнными поддельными воспоминаниями. Кусанаги исследует своё собственное существование в искусственном теле, пытаясь выяснить, что кроется под этой оболочкой. Пока идёт расследование, она понимает, что у Кукловода есть ответы на терзающие её вопросы о существовании.
Новый век полностью компьютеризирован и в нём люди сосуществуют с киборгами, которые на треть являются человеком, машиной и компьютером. Кукловод описывает себя как «форма жизни, обладающая сознанием, созданная в море информации». Когда-то он занял «настоящее» тело, но был обманут и его программу заманили в определённое кибер — тело. Но впоследствии кибер — тело было уничтожено. Теперь он существует только в электронной вселенной, и он находится в постоянном поиске нового тела, чтобы занять его или использовать совместно…
Призрак в Доспехах, ни в какой мере нельзя назвать анимационным фильмом для детей. В нём много жестокости и наготы (несмотря на то, что всё довольно стилизованно). Это ещё один пример аниме, в котором японская анимация нацелена ан взрослую аудиторию. Аниме в Японии – часть их многовековой традиции, идущей от манги (японские комиксы), которая в свою очередь была рождена из старинных японских гравюр. Теперь же аниме вторгается в мировой рынок. Аниме- фильм Призрак в Доспехах совместно произведён на Британские деньги и включает песню, исполненную группой U2 «One Minute Warning», которая длится около 5 минут под апокалипсические изображения.
Призрак в Доспехах имеет склонность, как и большинство традиционной научной фантастики, к специфическим разговорам героев и абстрактной информации. Вот к примеру: «За исключением небольшого приращения мозга, твоё тело почти полностью человеческое». Или, «Если киборг смог создать свой собственный призрак, в чём же тогда смысл быть человеком?», «В твоей титановой оболочке скрывается человеческий разум», «С тобой обращаются как с любым другим человеком, поэтому перестань бояться!».
Главный герой – хорошо сложенная девушка Майор Мотоко Кусанаги – киборг, которая руководит разведывательной операцией. Её людям назначено собрать сведения о зарубежном тайном агенте, который ищет политическое убежище, но вскоре случай приводит к контакту с Кукловодом «самым страшным киберпреступником всех времён». Майор и другие персонажи могут изменять вид, становясь невидимыми и проникать в умы других, что в большей мере напоминает традиционную японскую фантастику, в которой призраки имели такие способности, нежели будущее.
Аниме Призрак в Доспехах поднимает вопрос, каково быть человеком. Вся собранная нами за жизнь информация, которую мы изучаем, не более чем капля в океане информации, и возможно существо, которое может собрать больше информации и удерживать её… может считаться не просто человеком. В этом аниме много сцен, диалогов и монологов, которые заставляют задуматься зрителя о своём внутреннем я.
Недаром Призрак в Доспехах наречён как фильм — открытие, нечто абсолютно новое в жанре киберпанка, нацеленный на выход в кинотеатры вместо того чтобы быть записанным на видеокассеты и диски. Этот конкретный аниме – фильм слишком сложен и тёмен, чтобы достичь умов большой аудитории зрителей, но в любом случае каждый зритель увидит в этом аниме что-то своё: экшен, философия, научная фантастика, будущее, оригинальные диалоги, великолепный сюжет, колоритные персонажи, новые технологии, прорисовка деталей и окружения, завораживающий саундтрек… Лично я не разделяю всё вышеперечисленное на отдельные вещи, ибо всё вместе – это и есть тот Призрак в Доспехах, который мне запомнился навсегда…