«Благими намерениями выстлана дорога в Ад…»
Фильм посмотрел глубокой ночью, поэтому впечатление и ощущения от него многократно усилились. Не знаю, как вообще смог уснуть после его просмотра. На меня, словно, вылили чан с леденящей водой, а потом окунули в кипяток… Оторвать взгляд от картины просто невозможно, забываешь обо всём что окружает тебя и уже не замечаешь как полностью погружён в сюжет фильма. Несмотря на то, что фильм Попутчик 1986 года – он вообще не потерял своей притягательности и актуальности – это доказывает, что этот фильм прошёл проверку временем, и что пройти мимо него означает совершить грех…
Попутчик – фильм режиссёра Роберта Хармона (из последнего снявший такие фильмы как Невозмутимый и Шоссе Смерти), сценаристом же выступает Эрик Ред (известный по фильмам: Сумрак, Последний Изгой (мой любимейший вестерн – фильм, обзор которого в дальнейшем обязательно сделаю), а также продолжению к Попутчику (но об этих сиквелах лучше промолчать, ибо с фильмом 1986 они не идут вообще, ни в какое сравнение). Великолепный режиссёр + отличный сценарист = фильм на века.
Теперь о сюжете:
Молодой парень по имени Джим Халси (Си Томас Хауэлл) перегонял машину из Чикаго в Калифорнию. Сонный и уставший, он подбирает пассажира (не зря я привёл именно такой эпиграф вначале обзора), в надежде, что с последним можно будет поболтать и отвлечься от монотонной езды. Что ж в этом Джим преуспел на все 200% — спать спокойно ему не придется после этой встречи очень и очень долго.
Встреча с неизвестным попутчиком по имени Джон Райдер (Рутгер Хауэр) становится роковой в жизни Джима, ибо его пассажир ни кто иной, как хладнокровный психопат, который начинает угрожать ему расправой (при этом особое внимание следует уделить блеску глаз Хауэра, от которого, сознаюсь честно, мурашки по коже пробежали).
Парню удаётся выкинуть его из машины и в надежде, что эта встреча была их последней, продолжает свой путь. Джим Халси не догадывается, что Райдер уже приоткрыл ворота в Ад для него – и что пройти сквозь этот Ад суждено им вместе.
Сможет ли остаться Джим прежним после всего того, что ему уготовил попутчик или он уже сам превратился в такого же хладнокровного маньяка? Финал фильма оставляет зрителя в раздумьях…
Небольшой диалог с создателями картины:
Думаете ли вы, что Попутчик устарел со дня его выхода?
Роберт Хармон: Что ж, я бы хотел думать, что я стал лучшим режиссёром сейчас,чем был на тот момент, когда создавал Попутчика. Мы замышляли, что фильм будет как бы «потерян во времени», без каких либо чётких ссылок на точные даты – и в то же время как история проходит в реальном времени её также очень трудно датировать. Я думаю, что фильм уже порядком состарился.
Эрик Ред: Я думаюэтотфильмостаётся руководством по напряжённому, ступенчатому, убедительному и эффективному хоррор – триллеру. Это хорошо отлаженный механизм.
Йорг Бауэр: Я посмотрел фильм Попутчик в 1988 году когда только вышел. Он сразу же стал одним из моих любимейших фильмов. Прошло уже много времени, но этот фильм не состарился, ни на йоту. Это не фильм 80-х годов как большинство других созданных фильмов того времени. Это абсолютная классика на все времена.
Я не могу представить никого другого кроме Рутгера, играющего роль Джона Райдера. Как вы пришли к тому, чтобы выбрать его на роль и были ли вы довольны конечным результатом?
Роберт Хармон: Самый простой вопрос на свете. Я согласен, фильм Попутчик не мыслим без Рутгера Хауэра. Он принёс величие и «божественность» в свою роль, которая учитывала то, кем является Джон Райдер, что было очень важно. И никто не смог бы сыграть, так как сделал это Рутгер!
Эрик Ред: Я представлял других людей, играющих эту роль, но он всех переплюнул.
Прошло уже 20 лет, но я до сих пор считаю вступительную сцену между Джимом Хасли и Джоном Райдером бросающей в дрожь. Как вы думаете, что делает её такой пугающей?
Роберт Хармон: Тишина, обстановка в сочетании со странным диалогом служат причиной особого уровня в отношениях героев, сопровождаемый смехом и лёгкостью. Ты даже не догадываешься на самом деле, как всё будет происходить дальше.
Эрик Ред: Весёлый лёгкийразговорв машине двух мужчинуже даёт нам представление о том, что один из них кровожадный психопат и другому сейчас станет по — настоящему больно. Последовательное клаустрофобное ограничение и интуитивные действия вносят вклад в эффективность. Здесь нет насилия, а всего лишь возможность того, что может случиться.
Йорг Бауэр: Я думаю эта ситуация, которая действительно может случиться с обычными людьми вроде вас или меня. Тут нет космических кораблей с пришельцами или сосущих кровь монстров, которые похищают тела. Такое может случиться везде, в любое время, с любым по — настоящему. И, конечно же, умный сценарий Эрика и Рутгер Хауэр в роли Джона Райдера – вот то, что заставляет смотреть каждый раз заворожённо эту картину.
Внесли ли вы какой- либо вклад в фильм Попутчик II?
Роберт Хармон: Вообще никакого. Даже не знал, что он снимался.
Эрик Ред: Нет, я оставил проект. Я слышал, что фильм был паршивым.
Есть тревожное тенденция делать ремейки в наши дни, думаете ли вы, что Попутчик когда- либо будет переснят?
Роберт Хармон: Я даже не знаю. Думаю, что само существование такого фильма как Попутчик II обрубает такую возможность.
Эрик Ред: Не было никаких планов на этот счёт.
Фильм, как было сказано, был вдохновлён песней “Riders of the Storm” группы Doors. Можете ли вы это уточнить?
Роберт Хармон: Вопрос для Эрика Реда, я так думаю.
Эрик Ред: Я думал об элементах этой песни – убийца на дороге в грозу плюс кинематографическое чувство музыки – делают потрясающее начало для фильма. Я начал с этой сцены, а потом уже продолжил.
Заключение:
Не только великолепный сюжет, отличный сценарий фильма и игра Рутгера Хауэра послужили созданием вечной классики, которая не устаревает, но и музыка композитора Марка Ишама. Она создаёт именно ту атмосферу, трагичность и таинственность в фильме, которые необходимы не только для того, чтобы досмотреть фильм до конца в полном напряжении, но и оставить зрителя в раздумьях после его просмотра.
P.S. Роль героини Нэш играет такая актриса как Дженнифер Джейсон Ли, которая снималась вместе с Рутгером Хауэром в фильме Плоть и Кровь режиссёра Пола Верховена.
Прочитав аннотацию этого фильма, я решила, что обязательно(!) его посмотрю. Это вам не стереотип «все хорошо и все всегда будет хорошо», это правда жизни. К сожалению, такие, как Райдер, попадаются почти на каждом шагу, но мир не без них.
Всё не так просто как кажется на первый взгляд.
Во-первых, такие как Райдер, слава Богу! не попадаются на каждом шагу. Абсолютно хладнокровных, безжалостных и нечеловечных — не большинство. И это радует :)
Во-вторых, что для одного Рай, то для другого Ад. Это надо не забывать. Пока Райдер не «мокнул» бедного парня в этот Ад, тот жил тихо-мирно,никого не трогая. А что с ним стало в конце фильма — это большой вопрос… Думаю, что вкусив такую жизнь, мирным ты уже не останешься, ибо ты переступил черту. Жажда адреналина будет давить на мозг.
В-третьих, кто такой на самом деле Джон Райдер? Это самый главный вопрос фильма. Если это простой хладнокровный маньяк — почему он постоянно оставлял в живых парня, когда мог запросто убить? Почему он его спасал из тюрьмы, от полицейской облавы, а когда дал возможность парню его убить — тот не нажал на курок?
Всё не так просто как кажется на первый взгляд…
Джон Райдер — это тёмная сторона любого из нас. Любой, если его доведут до предела — превратится в такого. Так что метаморфоза главного героя лично для меня очевидна. В финале главный герой стал новым Джоном Райдером…