Этот фильм имеет очень сильное физическое воздействие – жестокие сцены в тюрьме, бескрайняя замороженная территория после побега, поезд, похожий на сказочное чудовище, да и сами актёры играют своих персонажей свирепо на пределе сил, словно живут последние минуты жизни, что нет никаких сомнений – это именно они, Эрик Робертс и Джон Войт проходят сквозь адское чистилище, а никак не вымышленные Бак МакГи и Оскар Мэнни.
Акира Куросава – один из сценаристов, и это сразу привносит знакомые компоненты из его картин – снег, безнадёга, трагическая атмосфера. Картину снял замечательный режиссёр Андрей Кончаловский в свой американский период, где менее удачные «Танго и Кэш», «Гомер и Эдди», «Возлюбленные Марии». Удивляет, что «Поезд-беглец» не стал блокбастером на все времена при наличии всех составляющих, да ещё и с сильным философским подтекстом – о том, как отчаянно человек готов сражаться за свою свободу.
Два главных персонажа, Бак и Мэнни отбывают срок в кошмарной тюрьме, где терпят издевательства надзирателей, потерявших всё человеческое. При этом сами они остаются людьми. Конечно, вряд ли с радостью пригласишь их к себе в дом и сядешь с ними за пасхальный стол, но в экстремальной обстановке понятно, с кем лучше оказаться.
И самое важное – постоянно примеряешь их испытания на себя, забираешься в их шкуру, а там холодно, неуютно и больно. Но и речи быть не может, чтобы примерить роль их преследователя и мучителя, такого, как Ранкен (Джон П. Райан), для которого поимка беглецов и, в особенности, Мэнни, стало смыслом существования.
Осуществив побег, пройдя через фантастические трудности, беглецы прыгают в поезд, думая, что он вывезет их туда, где их согреет солнце. Но судьба им уготовила испытания ещё более изощрённые, чем в тюрьме. И кому-то покажется, что уж лучше бы им было остаться в тюремной клетке, где хотя бы тепло и кормят. Но такой сценарий не для Бака и Мэнни, даже если свобода равна смерти.
Я уже говорила насколько мощно воздействует фильм в физическом отношении и это, конечно, немалая заслуга оператора Алана Хьюма, который привык работать с размахом на «Звёздных войнах» и деликатно — в маленьких картинах – («Рыбка по имени Ванда»!). И здесь он проявился мастерски – так висцерально снять сцены внутри поезда и вне его, что ощущаешь головокружение от зажатости и в тамбуре вагона, и весь ужас дикого пространства, которое наваливается снаружи.
Я уже сказала, что игра актёров Джона Войта и Эрика Робертса великолепна. Мне кажется, что режиссёр сумел показать большой потенциал Эрика, в общем-то, нераскрытый в дальнейшей его карьере. Джон Войт, отец Анджелины Джоли, известен работой в картине «Полуночный ковбой» и «Возвращение домой», за которую получил Оскар.
К беглецам присоединяется Сара, работница железной дороги, её присутствие вносит чуть-чуть тепла в отмороженный мужской мир. Сару играет Ребекка Де Морнэй (Рука качающая колыбель», «Рискованный бизнес»).
Не могу не отметить великолепную музыку Тревора Джонса, она идеально легла на историю.
Картину «Поезд-беглец» часто называют интеллектуальным фильмом экшен с элементами экзистенциализма – человек и враждебная природа в своём полном равнодушии к его бедам, поезд как символ тупой необоримой силы, которая тянет человека в бездну.
Пусть кому-то такие акценты покажутся слишком навязчивыми и простыми, но мне это не испортило восприятие картины. «Поезд-беглец» давно среди моих любимых картин, и спустя годы он продолжает тревожить меня своими персонажами, для которых жизнь в клетке под надзором невозможна в принципе.