Пэйтон Плейс \ Payton Place (1957) – реж. Марк Робсон

Фильм «Пэйтон Плейс» очень медлительный и длится почти три часа. Это прямо мини-сериал. Иногда он меня раздражал своей растянутостью. Но галерея характеров впечатлила. Люди предстали живыми и интересными. Мне представилась возможность сравнить время и, несмотря на мою ностальгию по ушедшим эпохам, я обрадовалась, что некоторые вещи канули в лету, и мир радикально изменился.

Картина снята в конце 60-х, но её действие развивается на фоне нескольких лет перед второй мировой войной и по её окончании. Во время просмотра у меня возникали параллели с картиной «Великолепие в траве», где также показан жестокий родительский прессинг взрослых детей, бесцеремонное вмешательство в их жизнь с драматическим финалом. В «Пэйтон Плэйс» это вмешательство заходит совсем далеко.

«Пэйтон Плейс» дал возможность примерить на себя поведение некоторых персонажей, вспомнить свою реакцию на поступки собственных детей и покаяться, как это сделала Констанс Маккензи (Лана Тёрнер) в суде. В общем, просмотр не прошёл даром, и три часа было потрачено на тщательный анализ событий своего прошлого, что иногда очень полезно, чтобы двигаться дальше.

Маленький городок Пэйтон Плейс вымышлен — его успешно заменил Кэмден в штате Мэйн. Город настолько красив, что напоминает кукольные декорации.

Кажется, он только что отмыт и вычищен зубными щётками. Его лужайки, деревья, цветочные клумбы – всё выращено с геометрической размеренностью.

Восхищение такой картинкой привело меня в сегодняшний Кэмден. И что же? Он по-прежнему красуется и хвастает своей ухоженностью, и он не потерял той своей сказочности, что пронизывает фильм «Пэйтон Плейс». Когда с первых кадров видишь этакую красоту, невольно думаешь, что и люди там такие же чистые и красивые. О, нет, люди везде разные и даже за таким восхитительным фасадом. Спустя какое-то время вырисовываются сложные и напряжённые отношения отцов и детей. Родители навязывают свою волю, дети сопротивляются, а ведь они на пороге взрослой жизни, заканчивают школу.

Констанс Маккензи сочинила легенду своей когда-то замужней счастливой жизни в Нью-Йорке и живёт по этой легенде в Пэйтон Плейс. Дочь Эллисон свято верит в непогрешимость матери и до поры до времени прощает ей то, что она так нагло вторгается в её жизнь – запрещает дружить с Бетти, одноклассницей свободных нравов, устраивать вечеринку на свой день рождения, где гасится свет.

Всё это очень знакомо и сегодня читаешь криминальные новости о последствиях таких вечеринок. Конечно, мать очень боится за свою дочку, но кроме запретов должно быть какое-то доверие. А этого доверия нет. От лица Эллисон (Дайан Варси), ставшей писателем, ведётся рассказ в фильме. Она давно понимает всё лицемерие жителей своего городка и делает записки в своём дневнике, которые ложатся в настоящий обличающий роман о родном местечке.

Эллисон дружит со всеми, но сами близкими у неё считаются одноклассники Селена и Норман, оба из очень проблемных семей. Селена живёт в доме отчима Кросса (Артур Кеннеди). Мать вышла замуж за этого алкоголика, подрабатывающего сторожем и уборщиком в школе.

Кросс – омерзителен. Он бьёт жену и Селену. А однажды насилует девушку. Это приводит к тому, что девушка убивает его. Селена отлично сыграна Хоуп Лэнг, пожалуй, это лучший персонаж в истории, она искренняя, страдающая и, наконец, жестоко мстящая за насилие женщина.

В городе закрывают глаза на жизнь её семьи, ютящейся в сарайчике на окраине сказочно-прекрасного городка. Они словно живут за забором, и всем наплевать, что там происходит. Множество церквей зазывают жителей на воскресные фальшивые проповеди о добре и зле. А зло в это время творится прямо у всех под носом. Но лучше об этом судачить и сплетничать, чем спросить напрямую с соседа. Кстати, Артур Кеннеди сыграл своего персонажа с таким остервенелым презрением и честь есть ему и хвала, что взялся за такую паршивую роль – он вызвал у меня те чувства, на которые рассчитывал. И получил достойную расплату за своё издевательство над домочадцами! Жена, правда, предпочла трусливый способ решить проблему, но дочь оказалась покрепче. Селене мой респект.

Норман (Расс Тэмблин) — ещё один тревожный подросток-старшеклассник.

Его мать совсем одурела от своей власти над сыном. Он забит и унижен. Всё мужское в нём подавлено. Лишь благодаря дружбе с Эллисон он воспрял духом. Тут подоспел призыв на фронт – атака на Перл-Харбор заставила многих слабаков внезапно стать мужчинами, и Норман выбрал самый тяжёлый путь – десантуру. Встреча Нормана и Эллисон после окончания войны показала совсем другого человека, уверенного в себе и надёжного.

В этом море персонажей и побочных историй, где правят бал набожные консерваторы, есть и вполне разумные взрослые. Меня впечатлили доктор Свон (Ллойд Нолан) и новый директор школы Росси (Ли Филипс) – эти двое видят людей насквозь, один – физически, другой – психологически. Оба относятся к жизни здраво.

Их битва за подростков не проходит даром, и многое меняет в этом затхлом мирке Пэйтон-Плейс . Результаты ощутимы – Констанс признала свою вину за порванные отношения с дочерью, признала публично, тем самым дала надежду на их восстановление. И самое впечатляющее доказательство изменения климата городка – его жители встретили Селену аплодисментами после её оправдания судом. Это значит, она не чужая в этом городе и может строить своё заслуженное счастье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *