Назойливый полицейский \ Poulet au vinaigre (1985) – реж. Клод Шаброль

 

В детективе-триллере «Назойливый полицейский («Цыплёнок под уксусом», если с французского) все глубоко неприятны. Буржуазный круг неприятен режиссёру по определению – он бьётся с ним не на жизнь, а на смерть, начиная с того момента, как зародилось движение «новая волна» во французском кинематографе. Но почему-то недалеко от мерзкой буржуазии ушли и представители трудящегося населения – они не вызывают ни грамма сочувствия. Да и создаётся впечатление, что они сами не порочь поменяться постелями с прогнившим господским классом. Даже тот факт, что семью Кюно, где сын Луис и мать, прикованная к инвалидной коляске, девелоперы пытаются выселить из роскошного особняка в другой домик, поменьше и подешевле, не вызывает у меня сочувствия. Я смотрю на это рационально – как содержать такой особняк, если денег нет? Сын работает на почте – ни шатко ни валко развозит почтовые отправления на каблучке (мотоцикле).

Отец сбежал давным-давно. Мать, мадам Кюно, считает, что из-за него она стала инвалидом. При этом продолжает его любить, отмечать годовщины свадьбы и всячески отца героизировать. Мать играет моя любимая Стефан Одран («Пир Бабетты» ), жена и муза Клода Шаброля.

Её персонаж – человек на грани, ненавидит  весь белый свет и особенно трёх почтенных граждан города, мясника, врача и адвоката, которые объединились, чтобы любыми путями захватить участок земли, на котором стоит её дом. Она готова идти на крайние меры, но не расстаться с домом – ведь это будущее её сына.

Сын Луис (Люка Бельво) какой-то неопределённый, вялый, немножко рыба, возможно, сыгран неубедительно.

Он выслушивает угрозы от компании, присмотревшей их дом, и избирает интересную тактику сопротивления – то проткнёт колёса у машины, то гвоздём нацарапает на дверцах, а то и засыплет сахар в бензобак. Хозяин машины, Фийоль погиб за рулём. В городок приезжает инспектор Лаварден (Жан Пуаре), крутой и беспринципный. Просто отморозок.

Его методы работы с подозреваемыми, как у наших ментов с улицы Разбитых фонарей. Лаварден вламывается прямо в ненавистную паутину, которую сплели адвокат Лавуазье (Мишель Буке), врач Морассо (Жан Топар) и мясник Фийоль. Вдобавок ко всему исчезла жена Морассо, Дельфин, именно на её деньги рассчитывал муж, чтобы запустить проект. Семья Кюно в курсе их передвижений и планов, поскольку сын-почтальон приносит письма сначала к матери. Из писем они узнают, что законных оснований на выселение семьи нет, и это взбадривает бойцов-сопротивленцев на дальнейшие действия. Луис устанавливает слежку за особняком врача, вместе с ним его коллега по работе Генриетта.

Она давно покушается на девственность парня и опасность усиливает все чувства настолько, что парочка занимается любовью прямо на траве в парке Морассо, среди статуй и под бдительным оком инспектора.

Невзирая на многообещающий сюжет, всё почему-то выходит в дым. Я не почувствовала качественной истории – в ней было заявлено столько потенциала, но никакого развития не случилось, словно главной задачей режиссёра было вызвать у меня отвращение к персонажам и всё. Не ужаснуться их делам, не испытать жалость к ущемлённым Коню, а просто открыть дверь в спальню «достопочтенных» семейств и плюнуть. Или провести гвоздиком по корпусу дорогого автомобиля. И всё? Без всякой морали. Потому что морали нет ни у тех, ни у других. И особенно интересно смотрится на этом фоне полного распада нравственности фигура инспектора Лавардена. Он не только карает, но и милует.

Дело Морассо раскрыто – расчленённый труп жены обнаружен прямо в статуе, которую обнимал горюющий доктор. А вот засахаренный бензин, который привёл к гибели мясника, это пустяк. Дело открываться не будет. Ведь это сделал какой-то шалунишка, любитель сладкого. При этом сам шалунишка, сладкоежка Луис Коню, поёжился. Да уж, Лаварден однозначно не Коломбо). У американского сыщика понятие о законности гораздо выше.

Но при этом фильм красивый визуально. Он такой осенний, с очень щемящим музыкальным фоном, который обещает, зазывает, но никуда не ведёт. То ли Шаброль устал от борьбы, то ли я не поняла его революционного посыла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *