Лодка медленно скользит по реке. В лодке двое, старик с хищным взглядом и красивая девушка, такая же смуглая как старик. В руках у неё вёсла, и она умело управляет ими. Девушка старается не смотреть на то, что лежит на дне лодки и по форме напоминает человека, прилегшего отдохнуть от трудов праведных. Это только что выловленный труп. Она столько раз сопровождала отца в его грязной работе, а привыкнуть к близости постоянной смерти так и не смогла. Вылавливать трупы из реки, обшаривать их карманы в поисках жалких грошей, а потом сдавать страшную находку полиции, вот чем зарабатывает на жизнь маленькая семья Хэксем. Так случилось, что на этот раз выловлен человек, о котором писали наперебой все лондонские газеты. Наследник миллионов Джон Хармон выловлен в реке отцом и дочерью Хэксем. Так начинается минисериал «Наш общий друг» (1998), в основе которого самый захватывающий роман великого викторианца Чарльза Диккенса.
Когда отправляешься в путешествие по романам Диккенса, надо запастись немалой долей терпения, чтобы привыкнуть к огромной галерее героев.
Но когда все нити родства и отношений прослежены, имена улеглись в памяти, а лица актёров настолько индивидуальны, что не забудешь, путешествие становится изумительно приятным. В «Нашем общем друге» самой главной темой можно назвать деньги и их тлетворное, губительное воздействие на людей. Богач Хармон, заработав миллионы на сборе мусора, умер. Согласно его завещанию империю мусора наследует сын Джон Хармон при условии, что он женится на девушке из семьи клерка Бэлле Уинфер (Анна Фрил).
Джон никогда не видел в глаза эту девушку, так как всю жизнь работал в Китае, куда жестокий отец выгнал его подростком. Узнав о смерти отца и странном завещании, Джон возвращается в Англию. Его возмущению нет предела – отец и после смерти пытается манипулировать его жизнью. Когда во время плавания несколько человек, обознавшись, называют его по имени пассажира, плывущего на этом же корабле, Джону приходит в голову сумасшедший план поменяться документами с этим пассажиром, пожить под другим именем и познакомиться со своей будущей женой. Но пассажир и его подельники рассудили по-другому, и тело Джона стало не только добычей старика Хэксема, но и источником всех последующих несчастий.
После того, как Джон Хармон утонул, в городе появился некий Джон Роксмит (Стивен Макинтош), который снял комнату у семьи Беллы Уинфер. Смерть Джона Хармона ударила по многим героям, проверяя их духовную и душевную прочность. Белла в одночасье потеряла все виды на богатство, которое она мысленно примерила не один раз, и оно очень ей подошло. Теперь она одета в траурное платье и проклинает тот день и час, когда её имя вписалось в завещание. Адвокат Мортимер Лайтвуд (Доминик Мафэм) вынужден, наконец, заняться делом, так как завещание Хармона хранится в его конторе. А так как его другу Юджину Рэйберну (Пол Макган), тоже адвокату, уже давно заняться нечем, то друзья за компанию отправляются на берег Темзы посмотреть на покойника в полицейском морге и встретиться с Гаффером Хэксемом, который нашёл того утопленника с документами. Увидев Лиззи Хэксем (Кили Хоуз), избалованный лентяй и эгоист Юджин потерпел первое душевное крушение в своей жизни – он влюбился с первого взгляда, понимая, что это полный бред и мезальянс.
Он, человек света и дочь какого-то омерзительного нищего, возможно, преступника, если подтвердятся подозрения в том, что он не только выловил труп наследника, но сам и помог ему утонуть, чтобы прихватить денежки. Покойный Джон Хармон постепенно закручивает в свой водоворот всё новых и новых героев, связывая их в единую паутину триллера. То, что это настоящий триллер, у меня нет никаких сомнений, потому что тема смерти и возрождения так и висит в воздухе, нагнетая мистический страх. Не хватает только сгорающего от страсти ревнивца. И он появляется. Это молодой учитель Брэдли Хэдстоун (Дэвид Моррисси). Именно в его руки попал неблагодарный брат Лиззи Хэксем. Она собирала деньги на его учение, отказывая себе абсолютно во всём, добрая, самоотверженная душа. Но мальчишка стал орудием в руках учителя, потерявшего голову от любви к Лиззи. Сгорая от страсти, он признаётся в любви и получает отказ. К такому унижению он был не готов. Понимая, что у него есть соперник, он обрушивает всю свою ненависть на Юджина Рэйберна, преследуя его неотступно день за днём.
Шесть часов вам понадобится для того, чтобы распутать эту историю предательства, необузданной страсти, самоотверженной любви, вселенской жадности, саморазрушения, и, наконец, воздаяния и надежды.
Река Темза символический ключ истории: именно в неё входят герои, поверженные, грязные и выходят из неё возрождённые, готовые начать всё с чистого листа. Река соединила и бедных и богатых.
Как всегда в романах Диккенса целая галерея второстепенных персонажей, но таких колоритных и экзотических, что они становятся настоящими звёздами. Это, конечно, удивительно трогательные мистер и миссис Боффин, бывшие работники богатого мистера Хармона, помогавшие сколачивать его мусорную империю и ставшие после смерти отца и сына наследниками гигантского капитала. Эта любящая супружеская пара так украшает роман, так согревает сердце своим трепетным отношением ко всем людям, что внезапное превращение мистера Боффина в скрягу очень неприятно.
Они продолжают любить бедного утонувшего Джона Хармона, берегут память о нём и принимают на работу Джона Роксмита, который почему-то напоминает им маленького Джона. Того Джона, который не знал ни ласки, ни доброго слова в доме отца и только миссис Боффин утешала ребёнка вместо матери. Изумительно комичен и страшен одновременно Сайлас Вегг (Кеннет Крэнэм), человек на деревянной ноге, которого неграмотный мистер Боффин (Питер Вон) нанимает в качестве чтеца. Сайлас Вегг это персонификация стяжательства и зависти. Вместо того, чтобы быть благодарным за кров, еду, работу, он принимается рыться в мусорных кучах в поисках нового завещания. Найдя это самое последнее завещание, он вместе с мистером Винесом (восхитительный Тимоти Сполл), таксидермистом, пускается шантажировать мистера Боффина, грозя разнести всю счастливую и богатую жизнь мистера Боффина в пух и прах.
Высший свет высмеян в «Нашем общем друге» по полной программе. Женитьба по выгоде между двумя мошенниками Лэммелами оборачивается крахом для обоих на другой день после свадьбы: ни у того, ни у другой нет и тысячной доли тех денег, о которых они хвастали в фазе ухаживания. Но авантюристы не пали духом, а решили объединить усилия и присосаться к наивным людям и жить за чужой счёт.
Но больше всего потрясают любовные линии фильмы. Возвышенные и низменные страсти бушуют в сердцах героев совершенно в духе Шекспира.
«Наш общий друг» подарил нам канал BBC и это продукция неизменно высокого качества. С первой минуты понимаешь, что фильм станет любимым, и ты не раз к нему вернёшься, также как и к книге великого Чарльза Диккенса.
Благодарю за фильм…люблю Диккенса…..
Я тоже очень люблю Диккенса и всегда к нему возвращаюсь в тяжёлые времена своей жизни, он умеет поднять настроение и вернуть веру в людей. Очень хочу посмотреть его «Тайну Эдвина Друда», читала, что премьера на британском телевидении прошла успешно. У меня есть материал по этому сериалу.
Georgina, а я это чудо не видела!
Я просто поражена. Удивила меня основательно. Но теперь-то собираешься посмотреть?
Конечно, собираюсь. А может,его по «Культуре» не показывали никогда?