Когда мне нравится какой-то фильм, я начинаю искать, что ещё снял его режиссёр. Иногда узнаю, что ничего. По крайней мере, ничего такого, что можно хотя бы отчасти сравнить с таким замечательным фильмом, как «Мужики!..».
Почему режиссёру больше не удалось повторить успех своей картины, которая по опросу «Советского экрана» назвала «Мужиков» лучшей картиной года? Неужели такое чудо произошло случайно?
Для меня Искра Бабич так и останется режиссёром одной картины. Но какой!
Этот фильм всегда берёт меня за живое и не отпускает ещё долго потом – он буквально ставит меня перед неудобным вопросом: «А как бы я поступила на месте подруги главного героя истории Павла Зубова?»
Уверена, что после премьеры «Мужиков» в начале 80-х полстраны мечтало выйти замуж за Александра Михайлова. Ещё бы — он образец для подражания, он – герой. Он – невероятно обаятельный мужчина. Однако он в одночасье круто изменил свою жизнь, и я ему не завидую.
Не завидую, потому что ленива, потому что эгоистична, потому что плохо прощаю обиды, потому что привыкла поступать согласно своим ежедневным привычкам. Короче, я всё то, что был он, Павел Зубов, до встречи со своей дочерью.
Он умудрился тринадцать лет не приезжать в родной дом только потому, что считал – его девушка не дождалась его из армии, гуляя с другим. Павел не удосужился даже поговорить с девушкой, он поверил письму матери и вычеркнул её из своей жизни.
Но, как оказалось, сделать это было непросто. Лишь после внезапной её смерти он приехал в родное село, где на него свалилось известие, что у него есть дочь Полина (Ирина Иванова). Это известие ему приносит отец (Пётр Глебов) за мужским разговором, который кончается ссорой.
Павел не поверил отцу, но поверил матери, виновнице этой драмы. Как её угораздило написать сыну такую сплетню, которая сломала несколько судеб?!
В картине «Мужики!..» каждая сцена с участием детей раздирает сердце. Полина не одна, у неё два брата.
Один малыш от художника-пьяницы (Анатолий Солоницын), другой ребёнок – чужой, мать Полины пожалела отказного новорожденного малыша и усыновила его, что, кстати, повторит за ней Павел. И это только иллюстрирует, как были эти двое близки душевно.
Трое или никого! Вот такое решение нужно быстро принять Павлу Зубову, пока детей не распределили по разным детским домам. Жуткая, душераздирающая история, где зритель становится её участником, потому что актёры играют настолько реалистично, что слышно биение их сердца.
Там нет равнодушных, злодеев или неприятных людей. Все переживают и болеют за детей, но не окажись в это время в этом месте Павел, я не знаю, как бы всё обернулось для них.
Удар за ударом обрушивается на девочку, ребёнка, по сути – смерть матери, разделение с братьями, которых она вырастила. Когда забирают корову-кормилицу, невозможно без слёз смотреть на горюющих и ревущих детей. Как замечательно играют все дети! Да что там играют! Они проживают свою горькую ситуацию.
Но девочка просто подарок в этой картине. Какие печальные у неё глаза, словно лик на иконе. Как тих её голос, но в нём присутствует решимость и уверенность. Так замечательно достоверно отец и дочь начинают понимать друг друга. И разговаривать. Вот это самое главное, что внушает уверенность в их будущей совместной жизни.
Есть в этой истории и момент истины – Тамара, подруга Павла, с которой он жил без оформления отношений. Возможно, им обоим казалось, что они любили друг друга. Тамара красива, заведует ювелирным отделом в крупном универмаге. Почему эти двое не завели детей, вероятно, ответ кроется в поступке Тамары, когда она, не дождавшись приезда Павла, уходит от него, оставив письмо. Это письмо читает Павел, и, заметив, что дочь смотрит на него, говорит: «Потерпи, Поля. Не каблук оторвался».
И она потерпит, будьте в этом уверены. У этой девочки терпения и выдержки хватит на всех. Они такие разные, дочь и отец, и в тоже время очень близкие – Полина и её братья открывают в отце качества, о которых он не подозревал. И это тоже говорит о том, что даже если он сто раз пожалеет об усыновлении (а такие моменты точно будут!), он преодолеет сомнения, посчитав их слабостью, и пойдёт дальше ради детей.
А как же он сам? Устроит ли он свою жизнь? Может, Тамара одумается и вернётся? Или он слишком гордый, чтобы её простить? Ведь недаром столько раз он говорит о девушке, которую любил до ухода в армию, матери Полины, словно постоянно сравнивает своих женщин.
Финал картины вовсе не расставляет всё по местам. Как говорит один друзей Павла: «А что он сделал? Ничего не сделал. Всё только начинается?» Начинаются будни, рутина, где терпение и внутренний тонкий слух самые главные гаранты семейного счастья. Но у него есть надёжная опора, дочка, она знает, она подскажет. А у девочки есть он, отец. Она улыбается совсем другой улыбкой — в ней впервые ушла печаль и появилась радость и надежда.
Она стоит у окна, провожая отца в ночную смену. Он смотрит на освещённое окно. Жизнь продолжается.
Очень трогательная рецензия, прямо комок в горле. Фильм не видела
Обязательно надо посмотреть, даже завидую, что Вы увидите его впервые)
Как же я люблю этот фильм! Смотрела его в детстве и юности раз пять, не меньше, а зимой мы с сыном ждали приёма у стоматолога, а вестибюле по какому-то из телевизионных каналов показывали «Мужиков!», и мне так захотелось пересмотреть его вновь. В тот же вечер нашла в сети и посмотрела. Впечатления от фильма остались абсолютно прежними! Это лучшая роль Михайлова. Очень понравилась игра всех детей, но я их больше ни в одном фильме не видела.
Черноглазый малыш — настоящий сын одного из друзей Павла — когда он приезжает домой, к нему в гости приходят ребята из бригады. Нигде больше дети не играли.
А Солоницын в картине бесподобен в роли алкаша — за год до смерти.
Да, Михайлов великолепен. Даже не знаю, какую роль выбрать — а «Любовь и голуби»? А «Приезжая»? А «Змеелов»? Везде его люблю. Смотрела с ним спектакль (в живую) «Старая дева» («Пока она умирала») — он просто замечательно играл.
Фильм о настоящих жизненных проблемах, а не о том как напялить колготки и стать супирхиро.
Вот такие настоящие мужики это и есть герои. Со всей ответственностью за свою и, самое главное, другие жизни подойти к этой проблеме, не причитая и не охая взять этот вес и нести. С этим, знаете ли, вряд ли сравнится даже сиюминутный порыв на войне, когда в атаку, на врага.
Тут надо выжить самому, поставить на ноги — одеть, накормить, воспитать 3 детей. Это кардинальная смена образа жизни, переориентировка на другие цели и задачи. И это навсегда. Поиграться с добренького папку, а потом уставши уехать подальше на юга или в запой уже не получится.
Но тут есть проблема — это чувство вины, которое носит деструктивных характер. На этом чувстве не получится построить домашний очаг и хорошие семейные взаимоотношения.
ЗЫ:
Поражает насколько Мужики! умудряется не скатиться в жалостливые или позитивные сопли в лучших традициях голливудщины. Живой и душевный фильм словно кладет руку на плечо и молча указывает: — «Да, вот такая вот жизнь. Есть место и неправильным поступкам, гордыни, мелочности, ненависти, есть и самопожертвованию, любви, душевным порывам и терпению. Все это плавно вытекает из одного и втекает в другое.» Без пафоса, а как-то по-настоящему.
Всё точно сказал, нечего добавить. Но я не думаю, что Павел будет мучиться чувством вины, казниться, ему некогда, дети заберут его всего без остатка. Возможно, так и будет — без жены, но таких примеров сколько угодно.