Я смотрю всегда этот фильм как сказку, у которой есть такой слоган «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам и девицам урок». Пожалуй, больше девицам. И особенно с точки зрения сегодняшнего дня.
Катю (Вера Алентова), Люду (Ирина Муравьёва) и Тосю (Раиса Рязанова) свела Москва. Одно общежитие, одна комната, одни цели – завоевать столицу. Под завоеванием подразумевается найти своё место в этом гигантском муравейнике.
У каждой девушки свой уровень амбиций. Казалось бы, мечты Людмилы не знают границ, но в результате она довольствуется малым – подающим надежды хоккеистом Гурьевым (замечательно сыгран Александром Фатюшиным) и тем, что от него перепало – квартира (что, конечно, очень важно для лимиты), шмотки, печать в паспорте.
А ведь метилась в самые элитные круги – профессура, генералитет, богема. Да и к тому моменту, когда наступает развязка картины, Людмила уже готова искать старца на городском кладбище.
Тося – самый простой персонаж из троицы – её амбиции не простираются дальше тихого человеческого счастья с известной программой на сто лет вперёд. Как говорит Людмила: «Сначала копить на телевизор, потом на холодильник. А мне нужно всё и сразу». Бег на очень длинную дистанцию, но при этом полное согласие в семье. И трудно сказать, кто в том доме хозяин, настолько мир да любовь всё решают вместе. Возможно, это и есть главная формула выживаемости рода человеческого – союз Тоси и Коли.
Но только представить, что фильм «Москва слезам не верит» полностью о них, вызывает смертную тоску и скуку. Вот они вместе на стройке в начале фильма. И вот они вместе идут на ту же стройку с завтраками в пакетах, но спустя двадцать лет. А как же любовная горячка, страсть, романтика? Это про Катю.
Незаметно история Тоси и Люды уходит на второй план, и главной линией становится она, Катя Тихомирова. И режиссёру есть, что о ней рассказать и показать. Мало того, что её история полна резких поворотов и скачков, так и сама актриса – жена режиссёра Владимира Меньшова, сумевшего отстоять её кандидатуру на фоне таких претенденток как Ирина Купченко и Маргарита Терехова. И, надо сказать, при всём моём равнодушии к талантам Алентовой, я не вижу других актрис в этой роли. Конечно, она зажата, чрезмерно сдержанна, но это как-то добавляет нюансы в её образ. В ней уже угадывается жёсткий и эгоистичный персонаж из фильма Юлия Райзмана «Время желаний». (А больше-то Алентовой похвастать нечем, особенно ужасна картина «Гибель богов»). Катя воплощает очень актуальный сегодня образ женщины — всего добилась сама, не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Она вполне могла обратиться за помощью к своему дяде профессору, чья позиция в иерархии московской жизни самая что ни на есть высокая – стоит только взглянуть на его квартиру в элитном доме. Но Катя слишком прямой и честный человек, чтобы идти к цели окольными путями, которыми активно шагает её подруга Людмила. Ей с лихвой хватило тяжёлого и мучительного жизненного опыта, когда она пошла на поводу у подруги, согласившись на обман. Этот обман потянул целую цепочку событий. Другая бы извелась, ища виновных и ругая и проклиная свою судьбу, но девушка приняла события стоически и вынесла главный урок – за всё отвечать самой и всего добиваться самой – помощников нет, и не предвидится. Катя не железный человек и это при том, что она жёсткий руководитель и строгая мать. Мы становимся участниками её крайнего отчаяния, когда жалость к себе буквально захлёстывает её всю – сцена с будильником в первой серии и сцена в лифте после ухода от любовника (Олег Табаков) – во второй.
Линия с Олегом Табаковым наглядно даёт представление о характере Кати. К этому моменту мы уже понимаем много об этом человеке, но именно встреча любовников показывает всю уязвимость её положения, которое она, будучи человеком цельным не может принять. Редкие встречи она воспринимает как подачки, а потому уходит сама, не ставя своего друга перед тяжёлым выбором. Режиссёр отлично показывает, как порой несовместимо высокое положение женщины и её личное счастье. И самые большие трудности и недоразумения начинаются как раз с появлением Гоши (блистательный Алексей Баталов), мужчины, воплощающего мечты Катерины о настоящем мужчине.
Так чего же она хочет? О чём так истосковалась? Не принимать больше самой решений, делать так, как скажет он и практически стать Тосей? Нет, ещё более покорной, чем она! Вспомнить только последнюю сцену на кухне после того, как Гоша нашёлся – «Как же долго я тебя искала».
При этом тихий, робкий голос, покорная фигура, наливает борщ и подаёт ему.
Ну, не знаю. Вот в это выродились все её самые высокие стремления?
В сухом остатке – мне по-прежнему интересна эта история. И подана она назидательно и очень удобно – три подружки, три типажа – выбирай и, как говорится, следуй за мечтой. В этот раз я совсем не присмотрела себе образец для подражания. Вот только если без всякой примерки на себя, просто отдаться истории трёх девчонок и порадоваться за них или посочувствовать им. Радуюсь и сочувствую — как всегда, когда смотрю картину «Москва слезам не верит». И ещё мелькала мысль, вручила бы Американская киноакадемия этому фильму премию Оскар сейчас, или все критики навалились бы с обвинениями в сексизме.
Прекрасная рецензия и согласна с выводом, смотреть и не анализировать. Есть ощущение что все три истории слегка утрированы, особенно финал с Катей. Не верю, не столько в борщ, сколько в то что Гога сможет долго выносить этот мезальянс. Или чуть что будет в запой уходить? А где жить будут в её квартире директорской или в его (если правильно помню) коммуналке?
Конечно утрированы. Как в любой сказке. Ты права относительно Гоги. Он слишком богатый персонаж духовно, чтобы терпеть такую фальшивую покорность. Она и понравилась ему в вагоне своей строптивостью. Мне кажется, он человек-праздник, человек-суматоха — и ему эти тихие обеды — экзотика. Думаю, что совместная жизнь принесёт им много открытий. Но вот это и интересно, согласись, как они заживут вместе? Если бы случилось, и сразу Меньшов поставил продолжение, я бы очень была рада этому. Если вцепятся сегодняшние режиссёры — и смотреть не буду. Нет Баталова. Смотреть на Безрукова? Машкова?
Люде не повезло, вообще-то известный спортсмен вполне себе элита по тем временам (заграничные командировки, весь пакет социалистических благ). Но что-то пошло не так. Не на того коня поставила. Думаю, будь она постарше сделала бы выбор успешнее и имела бы свои шмотки и тусовки как ей и хочется.
Тося вот да, вроде бы все идеально, но до чего же скучно))). Хотя, видимо самые счастливые не те кто больше имеют а те кто меньше хотят. Но как то это очень уж пресно.
Она сама виновница его пьянства. Есть такой эпизод в фильме, где они отмечают рождение Александры, и он приносит велосипед, кажется, опоздав. Ему наливают, он отнекивается, а Люда сидит рядом и не говорит своего слова, а ведь она уже жена и что-то там знает о режиме и его склонностях. Наблюдает, как он пьёт. Потом она жалуется Кате о его пьянстве и что она предпринимала. Но чаще всего, это попустительство женщины, которая меряет себя с ним, думая, что в любой момент это можно остановить.
Но по сути Людмила очень интересный персонаж. Наверняка из-за харизмы и бешеного темперамента Муравьёвой
Конечно Муравьева сделала персонажа. Без Люды это был бы не полный набор. Думаю она конечно могла бы контролировать супруга на опасных виражах, он кажется очень поддатливым, но для этого ей нужно было бы иметь характер Кати. Людмила лентяйка, она решила что все усилия для неё закончились со свадьбой, но тогда нужен был другой супруг. Этот слишком ведомый, причём похоже всеми подряд.
Отношение к героине Муравьевой менялось на протяжении фильма. От брезгливого, до вполне положительного. То как она за подругу была готова порвать, это вызывает уважение, ну и дружба их, когда они вместе и в беде и в радости, пожалуй самый лучший момент в фильме.
Самый слабый момент в фильме это конечно эпизод с экшеном — драка Гоги с плохишами это рукалицо. Смотреть на это невозможно. Особенно отвратительный момент — финал, когда взяв своего
щенкамол чела на поводок доча вульгарно и пафосно поучает павших плохишей. Опозоренному щенку не хватало еще у нее из под юбки полаять. И фраза Гоги — «Наш человек». Просто стыдно за всю эту сцену.На фоне Гоги, который демонстрирует гипер альфа доминантность хочется спросить с режиссера — «Володя, что это сейчас было?!». Чарли Чаплин или Бастер Киттон в СССР?
В целом, Гога там дает такого дрозда, что у феминисток при его появлении должно вываливаться кирпичей с вагон и маленькую тележку. Такая самостоятельная гром баба, строящая мужиков на работе и уничтожающая одним взглядом, вдруг замурлыкала, стала тереться об ноги, выпрашивая ласки и улеглась по команде у двери на коврике. Нежданчик?! Не думаю ;)
У, какой шовинистический анализ) Но полностью согласна с тобой. Картину растянули, вполне можно было сократить в одну серию — слишком много цеха, сцена в клубе с Ахеджаковой неестественная и длинная, лучше бы больше из жизни Муравьёвой — как они дошли до такого трагического финала с мужем-хоккеистом, а то курсорно — догадывайся, почему он спился.