О Прометее так много говорили в последнее время, что даже не верится, что фильм уже в прошлом. Теперь начнётся критика и работа над ошибками в сиквэле, который явно появится в недалёком будущем.
Я не преданная фанатка фильмов «Чужой» и «Чужие», но люблю научную фантастику. И конкретно sci-fi хоррор в стиле Говарда Лавкрафта. Мне показалось преждевременным заявление Бенисио дель Торо, который уже давно ведёт разговоры о своём проекте «Хребты безумия» по роману Лавкрафта, что он заморозит свой проект или вообще откажется от него, так как и Прометей и Хребты об одном и том же. Что из того, что «Прометей» поднимает те же идеи, что и «Хребты» — человечество ищет ответ на вопрос, кто наши предки. И не только ищет ответ, но и получает этот ответ. Периодически нас уверяют в нашем божественном происхождении, да и обезьян нельзя сбрасывать со счетов.
В «Прометее» учёные археологи находят в пещерах древнейшие пиктограммы, которым десятки тысяч лет. Взглянув на рисунки, Элизабет Шоу (Номи Рапас) сразу понимает, что они рассказывают о маршруте к другой планете, где, возможно, всё ещё находятся эти существа и если отправиться туда, можно встретить их и решить, наконец, вопрос о нашем происхождении. Негосударственная корпорация берётся за осуществление доставки учёных с оборудованием на планету для проведения научных исследований. В конечном итоге на корабле, летящем в неизвестность, собралась команда из 17 человек (активно показаны около 10).
Конечно, можно начать критиковать уже с первого собрания всей команды после анабиоза, потому что оба археолога, и Элизабет и её партнёр (во всех смыслах) невразумительно и примитивно рассказывают о своей миссии, (по-голливудски, для дебилов), хотя в их команде присутствуют ещё двое учёных биологов, но те, похоже, узнают о миссии впервые. В дальнейшем эти двое ведут себя как подростки бунтари, никто им не указ, они сами себе хозяева. Как такие могли попасть в дорогостоящую экспедицию? Кто их отбирал? Что они должны были делать на чужой планете? Об этом полное молчание ягнят.
В общем и целом, в фильме «Прометей» провисает сама история, потому что по окончании вопросов остаётся больше, чем до того, но зрелище компенсирует всё. Лунные пейзажи поражают самое буйное воображение. Выбор Исландии в качестве места для съёмок несомненный плюс, настолько ландшафты являются частью самой фантастической истории.
Не менее поразителен космический корабль Прометей и его интерьеры. Дух захватывает, когда ты словно находишься в кабине корабля, а перед тобой открывается панорама рек, гор, водопадов. Ощущение физического присутствия не покидает весь фильм, и это несмотря на самый примитивный формат, который предлагает кинотеатр Аврора (очки неудобные, всё время сваливаются). Почему-то мне кажется, что и в обычном формате «Прометей» ничего бы не потерял.
Хороши актёры в рамках тех ролей, которые они исполняют: Чарлиз Терон настоящая стерва босс. Она практически глава корпорации Вейланд, занимающейся разработкой космических скафандров и робототехники. Когда после двухлетнего сна вся команда переживает настоящий отходняк и блюёт, она, превозмогая свою слабость, делает отжимания. Её поведение не вызывает раздражения, но иногда надо бы и пожестче, всё-таки, это её денежки работают в этой экспедиции. Номи Рапас иногда очень напоминает Сигурни Уивер. Она великолепно сыграла физические состояния своей героини. Некоторые сцены, особенно, сцена операции, просто сносят крышу. Шок. Недаром она говорит в своём интервью, что несколько раз ей казалось, что она умерла. И это правда, переживаешь драму Элизабет всеми внутренними органами. Думается, на неё повалятся награды на многих фестивалях. Мне понравился капитан корабля как его представил Идрис Эльба, пьющий, всё повидавший, заматеревший в различных тупиковых ситуациях. Истинный капитан, умеющий принять любое решение в самый решающий миг.
Меня сразил состаренный до ста лет Гай Пирс, это нечто. Он готов на всё, и даже обречь других людей на смерть, чтобы протянуть год-другой на белом свете. В фильме есть симпатичная любовная линия, в ней не слишком много химии, но ведь в фильмах такого жанра другие задачи. Тем не менее, пара Рапас и Логан Маршалл-Грин отлично смотрится. Я уверена, что Маршалл-Грин новый секс символ на ближайшие годы. Но всех как всегда переиграл Майкл Фассбендер.
Каждое его появление интригует, его андроид мистическая фигура и он самый трёхмерный персонаж истории. Все его действия завораживают. Так или иначе, он в центре всей истории. Вопросы к его герою остаются без ответов, которые мы явно получим только в сиквэле, что очень разочаровывает. Почему не сейчас? Опять придётся ждать! Какой дешёвый приёмчик от Ридли Скотта.
Мне также понравились все иноземные твари. Понравилось то, что не надо таращиться, чтобы рассмотреть какие-то тени в темноте, всё показано чётко, крупными планами и убедительно. Я умудрилась несколько раз заорать во всё горло. Но со мной это случается, я эмоциональный и благодарный зритель.
О деталях говорить нельзя, чтобы не испортить впечатления тем, кто только собирается посмотреть «Прометея». Но если говорить в общем, то впечатляет. Несколько часов спустя всё ещё ощущаешь ритм и атмосферу картины — её холодные лунные пейзажи, жуткие лабиринты корабля, похожие на внутренности гигантского чудовища.
Я сейчас поймала себя на мысли, что готова ещё раз посмотреть фильм, чтобы проверить некоторые детали. Мне почему-то кажется, что «Прометей» только выиграет от повторного просмотра, слишком много в нём идей, чтобы унести всё за один раз.
фрагменты Прометея