У фильма «Мне двадцать лет» два названия и это не просто красивый жест — революция и её вождь входят в нравственные убеждения главных героев.
Это очень значимый фильм в истории советского кино. Достаточно посмотреть на имена тех, кто в этом фильме появляется – кто-то просто промелькнёт в секундном кадре, как Родион Нахапетов или Олег Видов. У кого-то роль больше. Смотреть на людей, которые в дальнейшем станут цветом (или не цветом) кинематографа, интересно и с точки зрения их проверки на вшивость – слишком высокую моральную планку поставил режиссёр. Можно даже сказать, что фильм «Застава Ильича» о предательстве. То, что было завещано, не исполнено. Похерено.
Меня порой корёжило – так поменялся мир, той страны, в которой жили Сергей, Славка и Николай, больше не существует. Эстафета прервалась.
Отцы передали сыновьям эстафету любви к Советской Родине, своему родному городу Москве с надеждой, что не пропадёт их битва за добро и справедливость, что не напрасно миллионы их жизней были положены в страшной войне. Этот фильм то малое, что смог сделать для своих погибших товарищей Марлен Хуциев — вспомнить о них, поговорить о них.
Спор о картошке в кругу золотой молодёжи совсем не напрасный. Он точно определяет, кто на какой стороне баррикад. И Андрей Тарковский выглядит в этом эпизоде нелицеприятно. Ему ведь тоже была передана та эстафета, но он уехал на Запад искать свободы, он пророчески сыграл себя в той картине.
Интересна роль у Светланы Светличной – Светы, модели с грустным лицом и такими же грустными воспоминаниями о погибших родителях. Очень неожиданно она проявилась.
Хороша Ольга Гобзева – она закатывает пощёчину скомороху Тарковскому, а потом очень переживает, потому что для неё это смелый поступок. (В общем, золотая молодёжь нарисована не только чёрной краской).
Сергею вдруг стало всё понятно. Он встаёт и уходит, ему с ними не по пути. А ведь ещё вчера он оттолкнул одного из друзей, Николая, когда тот рассказал ему о разговоре с бригадиром смены, где тот пытался сделать из него предателя, стукача, клеветника.
Для Николая такое невозможно, он готов дать в морду за такие просьбы, и он ждёт похожей реакции Сергея. Но нет, в Сергее что-то сдвинулось в тот момент. Нет, не в тот, после знакомства с Аней (Марианна Вертинская).
Уже несколько месяцев Николай замечает изменения в друге. Их трое неразлучных друзей, Славка, Николай и Сергей, и дружат они с пятнадцати лет.
Картина «Мне двадцать лет» начинается пафосно символически – по центральным улицам Москвы, отбивая шаг, уверенно, проходит трое красноармейцев, затем их сменяет патруль военного времени, и Сергей, отслужив в армии, возвращается в родную Москву, в комнату в коммуналке к маме и сестре.
Отец погиб на фронте. И в финальной сцене, очень мощной по воздействию, он приходит к сыну. Он впервые видит взрослого сына, не знает, что есть и дочь, и между ними происходит тот разговор, который можно назвать заветом. Если бы не одно но – отца играет Лев Прыгунов, который во всех своих интервью признаётся, как презирал и ненавидел своих положительных героев. И разговор этот превращается в сплошной фейк, враньё и пустоту. Лучше бы вообще такой сцены не было.
Зато проверку в сегодняшней жизни точно прошёл мой любимый режиссёр и актёр Николай Губенко, достаточно посмотреть его фильмы и узнать о его убеждениях.
Он сыграл Николая, который не только задаётся главными вопросами о жизни, но и отвечает на них поступками, не думая о выгоде. Ему особенно неприятны моральные колебания Сергея.
И если Славка (Станислав Любшин) не очень зрелый человек, то с Сергея всегда был самый высокий спрос и единение мнений по основным проблемам.
Меня сильно поразил выбор, который Сергей, наконец, сделал – танец с картошкой на полу показался Сергею кощунственным, а дальнейший спор обозначил все изъяны не только друзей Ани, но и её тоже.
Аня слишком чужая для матери и сестры Сергея. В их семье трепетно относятся к памяти и слову. И мать (Зинаида Зиновьева), и сестра Вера (Светлана Старикова) – надёжные женщины, те, кто будут ждать ушедшего на войну брата, отца, мужа, всю жизнь. А вот Аня ненадёжна. Она девушка без руля и ветрил, и её слово ничего не значит. Она объявляет отцу, что уходит из дома, но снова возвращается, как ни в чём ни бывало.
В её семье неприятно находиться, каждый сидит в своей комнате и рефлексирует. Отец, мрачный тип и чиновник, разговаривает с дочерью, которая уже побывала замужем, как с ребёнком. С таким же наездом он наваливается на Сергея.
В то же время, он понимает, что перед ним совершенно другой человек, непохожий на друзей-приятелей Ани.
Сергей всего добивается своим трудом, работает и готовится поступать в политехнический. Политех в 60-е это дверь в новый мир, свежий ветер. На вечерах в политехническом Сергей и Аня слушают глашатаев брежневской оттепели – Булата Окуджаву, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину. Как много стихов о войне, о тех, кто не вернётся никогда. Смотрю на молодые лица, в них столько света, столько сочувствия, тепла, понимания. Кажется, эти ребята ответственно приняли эстафету от своих отцов и понесли. Но то ли они не так несли, то ли те, кто остались в Аниной московской квартире знали о том времени больше секретов, но через тридцать лет случилась проклятая перестройка. И все красивые слова об эстафете, о преемственности, о СССР полетели к чёрту.
Фильм «Мне двадцать лет» разбередил что-то в душе. Он дал срез эпохи, несколько месяцев из 60-х, когда, возможно, что-то надо было сделать по-другому, чтобы не прийти к сегодняшнему фиаско.
Мне кажется эта борьба настоящих ценностей с сию минутными низменными удовольствиями шла всегда, вне зависимости от времени. Просто в какой-то момент времени брали верх настоящие ценности, которые вышли наверх под воздействием горнила окружающих факторов, где сгорало и отваливалось все временное, низменное и сиюминутное. После изменения внешних факторов стала налипать грязь, окисляться железо, покрываться ржавчиной — это естественный процесс. На первый план стало выходить мещанское мировоззрение — машина, дача, отдельная квартира, модные шмотки, демократия.
Всё так, но ещё и другое, уже тогда, спустя каких-то десять-пятнадцать лет после войны, начинают подсмеиваться над тем, что в принципе святое. Вспомните этот эпизод с картошкой и как Андрей (Тарковский) юродствует: «А вы так мне и не ответили, как вы относитесь к репе». Я об идейности. О том, как быстро мещанство вытеснило идейность. Как быстро шмотки победили идею на всех уровнях жизни. Даже друг Николая, Сергей, не понимает, зачем надо было говорить Черноусову, что он негодяй. От этого легче не стало, ничего не изменилось. Вот из таких маленьких уступок и возникает предательство — негодяев всё больше, и вот они уже заполонили всё.