Мелкий бес (1989) – реж. Николай Досталь

Есть фильмы, к которым я не знаю, как относиться. Они ставят меня в тупик. Я чувствую в них подвох, какие-то глубинные смыслы, которые мне непонятны. Я ощущаю лишь то, что на поверхности. Картина «Мелкий бес» из этой категории. Попробую рассказать о своих впечатлениях.

Действие происходит в маленьком городке на Волге. Век — начало 20-го. Сонная атмосфера. Сквозь экран ощущаешь запах лопуха и крапивы под жарким солнцем. Душные маленькие комнаты, заставленные всяким хламом, покосившиеся дома, неухоженные сады и огороды – всё это сразу задаёт тональность всему повествованию. Что за люди живут за полуразвалившимися заборами, как они всё это выносят? И видно, что выносят не очень. Самый первый персонаж истории, учитель словесности в местной гимназии,  напоминает одновременно Икэбана Крейна из американского мультика и Человека в футляре, и персонажей Гоголя.

Он словно нюхает воздух и ловит его движения, чтобы предугадать, куда повернётся ситуация. Многоликий, многослойный – то придурок, то фигляр, то мученик, то мучитель, он и мерзок и смешон одновременно. Его раздирает внутренний бес, заставляя выделывать разные кульбиты. Над ним смеются и его боятся. У него есть власть над учениками, которых он с великой радостью готов пороть, пороть и пороть. И особенно новенького, Пыльникова (Алексей Елистратов), в котором он вдруг разглядел девчонку.

Был ли он всегда такой чудаковатый или превратился в такого, когда в нём стало бродить и созревать осознание собственного величия над всеми? Теперь ему уже мало просто власти над гимназистами. Он метит выше – в инспекторы, чтобы отдавать приказы таким, как он сам. В нём точно сидит ещё кто-то, страшный и напористый. Сегодня это можно назвать расщеплённым сознанием. Один Ардальон ходит на работу, играет в бильярд, карты, пьёт водку и «пляшет» с сожительницей.

Другой – ждёт своего часа, чтобы выпрыгнуть и начать воздавать по заслугам. Не как бог справедливый, и даже не сатана, а мелкий бес. Этот бес постоянно путает сознание и подводит своего хозяина под монастырь.

Ардальона Борисыча Передонова играет Сергей Тарамаев, играет изобретательно и виртуозно, обладая изумительной пластикой движений — гибкий, ловкий, сильный. Только вспомнить, как играючи он расправился с двумя ненавистными людьми, женой Варварой (Ирина Розанова) и другом Павлушей.

Варвара, сожительница, а затем жена Ардальона, искусно подогревает неустойчивую его психику. Непонятно, для чего он ей, такой ненасытной до жизни бабе. Что она получит от него, став женой? Она не стремится в столицы, незаметна её какая-то особая корысть – собирает и ворует мелочишку. Написан её портрет жирно – Ирина Розанова – талантище. В ней столько самоиронии, даже трагизма, что порой её жаль. Зачем ей такая жизнь? И с кем? С человеком, медленно съезжающим с катушек? А ей плевать. Она живёт одним днём. Поели, «поплясали» и дальше покатились.

Другая линия истории — юный гимназист Пыльников и всё, что накрутил вокруг него учитель словесности Ардальон Борисыч. А накрутил он такого, что и директор гимназии готов выскочить из своего ума, и доктор – на грани, и местные перезревающие девицы лопаются от любопытства. Пыльников же ещё спит, но берегитесь все, когда взыграет гармонь, в смысле гормон.

Вся чистота, невинность подростка испарится от соприкосновения с этим грязным миром, где имя ему Бес. И Пыльников, под натиском Людмилы (Полина Кутепова) принял эстафету от Передонова прямо в койке, где обычно тот «отплясывал» с Варварой. Только что рядом лежали трупы убиенных, всё ещё залито кровью, зловонием пропитаны стены дома, но возлюбленная пара занята только одним, празднованием беса. А то, что это бес подначивает, понятно юному гимназисту – он слышит и видит чёрта рядом с постелью. У него устанавливается с ним прочная и порочная связь. Дикий вопль Пыльникова возвестил городок, что с отъездом одного беса в город пришёл другой. И берегитесь!

И в это же время арестованного Ардальона везут в тюрьму. Он смотрит на восходящее солнце, умиротворённую природу и взгляд его прояснивается, из него уходит безумие. Он словно бы вытряхнул всю мерзость из себя, оставив это в наследство преемнику, которого ненавидел и преследовал, не замечая при этом схожесть, почти идентичность с ним. Чистота, невинность юного Передонова так и сияет на старой фотографии в альбоме, который листает Варвара.

В этой картине каждый несёт свою зловещую ношу, вроде бы обычные люди, но как распоясываются они на городском празднике. Надев маски, они словно снимают с себя личину, которая прилепились к ним с рождения. Незначительный праздник превратился в Валтасаров пир местного разлива с пожарищем и кровью.

Каждая роль в этой картине сыграна мастерски, с невероятной растворимостью в образе. Все планы играют, вплоть до забитой служанки с выпученными от недосыпа глазищами.

И восхитительна Елена Майорова в роли любовницы Передонова, Вершиной.

И вечно пьяная Ершиха, хозяйка дома, где живёт Ардальон — Татьяна Кравченко.

Когда я, в который раз, смотрю эту картину, то получаю невероятное удовольствие от игры всех актёров, при этом признаю, что темы в ней поднятые, меня тревожат и будоражат. Думаю, это из-за мощной связи с сегодняшним днём, где уже не мелкий бес хозяйничает, а кто-то повыше.

P.S.  Я, наконец, нашла того, кто озвучивал Фродо в трилогии «Властелин Колец», плача и ноя всю картину, как девчонка! Это Алексей Елистратов — Пыльников. Познакомьтесь. Он же Гарри Поттер. Чудеса, да и только.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *