Прочитала, что этот фильм был настоящим хитом в Китае и Японии. Кроме того, меня прельстило название фильма, хотелось увидеть в процессе эту восточную игру, которую многие ставят выше шахмат. Так как для меня шахматы это что-то вообще недостижимое, то соблазн понаблюдать за тем, что ещё выше, был велик.
К сожалению, игры как таковой в картине нет. Никакого представления об этом таинстве я так и не получила. Не жалею. Зато узнала, как страстно любят китайцы и японцы эту общую игру го. Как, вопреки политикам, развязывающим войны, они продолжают следовать традиции. Го вопреки смерти, вопреки разделению и ненависти. Пусть не будет больше литься кровь, пусть противостояние останется только на досках.
Фильм «Мастера го» очень рваный по повествованию – он состоит из флэшбэков, и рассказ ведётся от разных персонажей. Порой трудно уследить, кто рассказывает свою историю и вставляет свой кусочек пазла в масштабное полотно.
Говоря о главных персонажах, я бы выделила троих – японского мастера Мацунами (Рэнтаро Микуни), китайского – Куана (Сунь Даолинь) и его сына Амина. Если Мацунами и Куан вполне реалистичные, то Амин — символ, двухмерный, я не увидела в нём какого-то развития.
История начинается с того, что Куан вспоминает, как всё начиналось в его жизни. Как он счастливо жил с семьёй, небогато, но отдавался любимой го. Потом, отправился с сыном в Японию к знаменитому Мацануми, у которого была своя школа, где он воспитывал будущих мастеров го. Маленький мальчик Амин поразил японца своей игрой. Он стал просить отца отдать ему на обучение Амина. Тот не согласился.
Проходят годы, и отец, всё-таки, отправляет сына к сенсею Мацунами. Его принимают в японской семье как родного. А дочка Томое (Мисако Конно) влюблена в него с первого взгляда.
В это время начинают ухудшаться отношения Китая и Японии. Милитаристская Япония под видом защиты Китая от Америки (!!!) оккупирует страну. Убивает людей, жжёт деревни и города. Ужас шагает по стране. Любопытно, что японцам недоступна никакая правдивая информация. Они понятия не имеют, что их соотечественники творят на чужой земле. Например, в одном лишь Нанкине было убито около двухсот тысяч человек. Когда в руки Амина попадает американская газета с фотографией расстрелянных, он показывает её Мацунами и говорит, что должен вернуться на родину, чтобы сражаться с японцами. Мацунами взбешён. Как можно верить американцам? Это враньё. Японцы находятся в Китае с мирными целями. А задача Амина продолжать совершенствоваться в го. К тому же, Амин уже достиг высот в этой игре, он в шаге от главного титула мастеров го. Только вот загвоздка – он китаец. Если он откажется от своей национальности, то титул его. Жуткий моральный выбор. Амин говорит журналистам правду и объявляет об отказе от титула и выходе из клуба игроков го. Пересказывать фильм – лишать вас удовольствия самим увидеть эти события на экране. А они впечатляют!
Для меня главной помехой в этом удовольствии стала растянутость картины. Она словно рассыпалась на отдельные части, поразительные по своему драматизму, они не стали чем-то цельным и гармоничным. Мне понравилась последняя часть картины, где Куан встречается со своей японской внучкой, о существовании которой и не догадывался. Эпизод очень сентиментальный, вызывает слёзы. В нём Мацунами, японский дедушка, рассказывает, как сильно он виноват в гибели Амина, а равно и своей дочери Томое, которая так и не смогла жить без любимого человека.
Затем нам показывают 50-е годы в Китае, школа го, где китайские пионеры в красных галстуках играют против японских школьников. Одних обучил Куан. Других привёз в Китай Мацунами. В сцене на Великой Китайской стене родственники Куан и Мацунами, противники и партнёры в го, обсуждают на ладонях свою довоенную партию в го, которую не успели доиграть в Токио. Игра была прервана военными. Пришло время к ней вернуться, тем более, память сохранила каждую позицию го. Время и политики не в силах остановить го. Ведь это сама жизнь.