Эта картина заставит плакать любого. А уж если у вас есть дети, то будете рыдать в голос. История, рассказанная в фильме, поражает своим трагизмом и одновременно обыденностью – такие события частенько фигурируют в полицейских сводках. Кейси Аффлек сумел рассказать историю своего несчастного героя по-мужски скупо, но впечатление оставил мощное — Оскар получен им вполне заслуженно. Его история интересна, она завораживает и, самое любопытное, рушит все предположения о финале. Пожалуй, это один из самых непредсказуемых фильмов на моей памяти.
Ли (Кейси Аффлек) закрытый и мрачный тип, а работа у него самая контактная – он и слесарь, и сантехник, и электрик, и дворник. Ли обслуживает несколько домов, и жильцы относятся к нему настороженно – он не улыбается, не принимает намёков на близкие отношения, не вступает в пустопорожние разговоры. Он нетипичный, как инопланетянин. Он словно в капсуле и отгородился от всего мира. Время от времени он выбирается оттуда только для того, чтобы набить кому-нибудь морду и получить самому. Неуютный, скрытный, тяжёлый – такой Ли Чендлер получает сообщение, что его старший брат Джо находится при смерти. Теперь, когда Ли оказывается в новых обстоятельствах, нам дают возможность посмотреть на него через воспоминания – он с братом и Пэтти, племянником, на лодке в море. И это совсем другой Ли, шумный, болтливый, даже игривый. У брата не всё ладно в семье, а скорее всё неладно – пьющая жена, брошенный сын и медицинский приговор – с таким сердцем долго не живут. Так и случилось.
Приехав в Манчестер у моря, Ли вынужден выйти из своей капсулы, чтобы начать решать навалившиеся проблемы – похороны брата, исполнение его завещания, где Ли назначен опекуном своего племянника Пэтти (Лукас Хеджес). Но самое страшное – Манчестер это город, где рухнула жизнь Ли. Через флэшбэки становится ясно, что он когда-то был счастлив, женат на любимой женщине (Мишель Уильямс), у него было трое детей. Был ли он хорошим отцом? Был. Хорошим мужем? Может быть. Пьянка всё сгубила. Алкоголизм привёл Ли к той трагедии, после которой жизнь вряд ли налаживается. Разве что в кино, где боятся ранить чувства зрителя и начинают подсовывать герою (или героине) прекрасную альтернативу, и жизнь опять забурлила новыми красками. Режиссёр Кеннет Лонерган показывает другую историю – как невозможно закрыть старую страницу и открыть новую, как жить в состоянии постоянного чувства вины и горя, как невозможно открутить назад события и что-то исправить. И если не получилось уйти из жизни самому, то как с этой пустотой жить? Именно такого человека играет Кейси Аффлек. Трудно даже сказать, что он что-то играет. Его персонаж настолько реален, что каждое его появление в кадре вызывает боль. Я заметила, что не успела возненавидеть Ли из его прошлой жизни – слишком коротки флэшбэки. Ли, приехавший на похороны брата, вызывает только сочувствие и даже более глубокую эмоцию — сопереживание. Понимаешь, что его сердце осталось на пепелище. И режиссёр не даёт радужной альтернативы. И самое удивительное, «Манчестер у моря» разрушает все стереотипы – герой совершает поступки в полном конфликте с устоявшимися клише. Ноша, которую взвалил на него умерший брат, для него неподъёмна. Ли не представляет, как можно стать опекуном 16-летнему мальчишке, когда сам едва стоит на ногах и живёт одним днём.
Пэтти тоже пытается найти точку опоры после внезапной кончины отца. Отец был маяком, огромным парусом. В отчаянии он готов броситься к матери, которая нашла убежище у религиозного друга. Визит к ней показал, что с матерью контакта не было и не будет. Скорее он найдёт общий язык с дядей. Бывшая жена Ли (Мишель Уильямс) при встрече демонстрирует оптимизм – она в новом браке и ждёт ребёнка. На лице Ли тоска – слава богу, что хоть ей удалось начать с чистого листа. Оказывается, не удалось. Ещё один стереотип рушится на глазах. Случайная встреча с ней вскоре после рождения ребёнка открывает старую рану, которую залечить никто не в силах. Эта сцена одна из самых тяжелых в фильме.
«Манчестер у моря», конечно, не весёлая прогулка. Зритель проходит через круги ада вместе с героем Кейси Аффлека. Для нас облегчение, что мы в этом находимся всего два часа, а ведь он в этом на всю оставшуюся жизнь. Остаётся крошечная надежда на изменения в его перманентом страдании – племянник требует хоть какого-то участия дяди в своих делах. И у них на двоих есть лодка – то, что когда-то связывало так крепко двух братьев и маленького Пэтти. Они все так любили море, где стоит Манчестер, их дом родной.
Фильм создает ощущение пустоты. Возможно это и был замысел режиссера — главный герой сгорел тогда на пепелище, сгорела там его душа, его эмоции, желания и будущее. В этом наверняка что-то есть, когда тебя окунают на 2 часа в бесперспективняк, чтобы потом даже в своей окружающей действительности увидеть райские кущи. Но как-то хочется увидеть и развитие персонажа, причем в любом направлении, как деградация до самого низа, так и, возможно, воскрешение, самопожертвование, искупление. Этого в фильме НЕТ. Именно самого главного нет в фильме Манчестер у моря — ИСКУПЛЕНИЯ! Нет катарсиса. Главный герой продолжает пить пиво, просто вместо того, чтобы повеселиться, он с пьянины начинает нарываться на мордобой. Тоже разновидность веселья. Стал менее общительным?! Эка невидаль… У меня только один вопрос — смысл этого фильма? Каков посыл? Что именно нам хотел сказать этим фильмом Кеннет Лонерган? Что алкашка это зло?
Якобы его племянник это его стимул жить. Но племяннику такой дядя ну даром не нужен и все их общение выглядит весьма и весьма натянутым. Тем более в таком возрасте в мозгу у тинэджера бурлит гормон, не до дядь, тем более таких отмороженных.
Общение с бывшей женой вообще показалось наигранным. Не поверил в ситуацию вообще. Как мать потерявшая по его вине детей еще как-то с ним общается, тем более завывает о любви к нему? Наверно в жизни и не такое бывает, но выглядит диковато.
В фильме ровно 2 жутких момента до дрожи — когда раскапывают пепелище и когда ГГ снятся дочери, которые говорят, что они горят. Это воистину страшно, но опять таки не обыграно режиссером никак, ГГ просто потушил сковородку. Ружье не выстрелило.
В чём-то соглашусь с тобой. Но вот в подобных фильмах обязательно бы показали, как герой исправился, извлёк урок. А если не извлёк? Если продолжает жить мёртвым? Зритель такое не приемлет. Покажите обязательно исправление, возрождение и планы на новую жизнь)))
Его жена у меня тоже вопросы вызвала (разве она не была тоже под кайфом?) Но и это необычный поворот. А что если она его вправду продолжает любить и простила? Не зря девиз картины звучит так: Найди прощение, найди надежду, найди дом.
Посыл категорически не верный — что значит найди прощение? А как насчет ЗАСЛУЖИ прощение?! Какое может быть найдено! прощение после такого?!
Ок, ГГ не извлек никакого урока из этого… тогда покажите, что он отжигает, тусит и веселится, а то вроде с кислыми щщами ходит весь фильм и к бутылке не забывает приложиться. Ни рыба ни мясо.
Если отставить в сторону искупление, то главное что я не увидела, так это то что трагедия кардинально изменила героя. Как в той песне «каким ты был таким ты и остался», ну чуть более мрачным. Его отношения с братом, с детьми, с женой настолько смазано и невнятно показаны, что я не пойму кем он был вообще, он одинаков на протяжении всего фильма настоящее ли показывают или прошлое. Жена просто ужасна, что это вообще было?
В кои-то веки абсолютно соглашусь с тов. Касьянофым.
Сегодня 30.05.2017 — пометил в календарике!
Вот ведь как интересно — на IMDb рейтинг 7.9 Rotten Tomtoes — 8.9 — я на этот раз с большинством народа и даже с академиками (4 номинации — 2 награды) и с журналистами, пишущими о кино (4 номинации Золотого Глобуса), с BAFTA (4 номинации, 2 победы).
Ну что поделать, допускаю что я просто не прочуствовала тонкий режиссерский и актерский замысел. Но останусь при своем.
Игра Аффлека тоже показалась неубедительной?
Показалась очень невнятной.