Майк Ли и Эмма Томпсон исказили образ Джона Рёскина

Он был критиком, который мог превзойти своим талантом любого живописца. Он был великим педагогом, заново открывшим живопись для последующих поколений. С какой целью Джона Рёскина низвели до образа ханжи и светского хлыща? О своем тотальном разочаровании от встречи с Джоном Рёскином в интерпретации Майка Ли и Эммы Томпсон в двух исторических байопиках рассказывает историк искусства и писатель Филип Хоэр (Philip Hoare)

 

Я почувствовал себя плохо на физическом уровне, когда увидел его на экране. И это не из-за катастрофической разницы между тем, насколько Майк Ли и Тимоти Сполл блестяще представили Тёрнера и совершенно искажённо Рёскина, а из-за того, что эта несправедливость длится уже больше века. Из-за того, что Рёскин ставил Тёрнера выше всех художников. В то время, как другие принижали его искусство, Рёскин писал, что его живопись

«вращается среди бледных звёзд, устремляясь к сияющему беспредельному космосу, чьё спокойное синее око всматривается в глубокие воды вечности»

Джон Рёскин - автопортрет

Джон Рёскин — автопортрет

Только я пришёл в себя от шока, как подоспела Эмма Томпсон со своей «Эффи Грей», в равной мере удивительной и вводящей в заблуждение. Два Рёскина за один сезон? И оба далеки от правды. В фильме Томпсон он в самом центре истории. Чисто внешне Грег Уайз больше всего похож на Рёскина.

Но актёр подаёт Рёскина суровым аскетом, чья страсть обращена только к камням Венеции и живописи прерафаэлитов. Он не может вынести вида своей невесты Юфимии Грей в брачную ночь.

Фильм даёт понять зрителю, что вид волос на лобке молодой девушки лишил его всякого желания, поскольку он привык созерцать мраморные тела классической скульптуры.

В это не верится ни единой секунды.

В недавней книге «Неудобное супружество» Роберт Браунелл утверждает, что Эффи была в некотором смысле авантюристкой, позволившей уговорить себя выйти замуж за Рёскина, чтобы спасти семью от финансового краха.

И дело тут не в физическом отвращении Рёскина при виде голого женского тела, а в том, как он, строгий христианин и идеалист, почувствовал себя преданным, узнав, что его любовь без взаимности.

Для него не могло быть и речи о сексе без обмена духовной любовью.

Всё остальное бесчестно. И когда Эффи подала иск на расторжение брака, Рёскин был слишком благороден, чтобы возражать публично и оправдываться.

Почему нам трудно понять гений Рёскина?

Он был ошеломляющей личностью. Великий художник в своём роде: его акварели Швейцарских Альп и изучение природы говорят о чрезвычайной одарённости.

Fribourg_Suisse_Ruskin

Рёскин поставил искусство на службу повседневности. Будучи утопистом, он создал Гильдию Святого Георга, прославляющую человеческий труд. Кроме того, он был преподавателем. В своих бравурных лекциях в Оксфорде он использовал гигантские акварели, высвеченные на экране, сродни цветам Энди Уорхола. Эти лекции были своебразным перформансом, предваряющим лекции немецкого экспрессиониста Йозефа Бойса столетием спустя.

Рёскин был мечтателем, больше приверженцем Уильяма Блейка, нежели членом Викторианского истеблишмента. Он предвидел изменение климата в 19 веке, как физическую угрозу из-за промышленного загрязнения, так и в метафизическом смысле – «чумная туча, сотканная из мёртвых человеческих душ».

Он ненавидел капитализм и оказал влияние на лейбористскую партию больше, чем Маркс. Имя Рёскина носит один из университетов Оксфорда.

Пусть он презирал новые технологические изобретения, например, паровоз. В то же время он не чурался других открытий и продвигал новый способ фотографирования. В своём ежемесячном журнале для рабочих «Молот судьбы» он придумал то, что успешно использовалось в блогах 19 века. Обложившись газетными вырезками, он создавал из них сюрреалистический эффект, совмещая картинки, что, вероятнее всего, явилось базой для постмодернистских образов и нарезок Уильяма Берроуза.

Даже сегодня его статьи кажутся странными и вызывают шок. Рассуждая о природе души он пишет:

«Не верю, что кому-то из вас придёт в голову жить в комнате с трупом в шкафу, даже если он хорошо забальзамирован и с подсолнухом, произрастающим прямо на его голове»

В одной детали Томпсон и Ли оказались правы – Рёскин действительно всегда носил галстук василькового цвета, зная, что он подчёркивает цвет его синих глаз, в равной степени, как и коричневое бархатное пальто. Его одежда была такой же знаковой, как парик Уорхола или шляпа Бойса.

И он продолжает служить источником вдохновения для вдумчивых художников сегодняшнего времени. Школа Искусств Рёскина переиздала его знаменитую книгу «Основы рисунка» в цифровом формате.

Fondaco-Dei-Turchi,-Venice image.php P.206

Пол Бонавентура, куратор школы, признаёт, что кому-то работы Рёскина кажутся «иллогичными, противоречивыми и просто глупыми». Но это значит, упустить главное —

«Человек приходит к Рёскину, чтобы получить способность видеть. Непрерывное, пытливое изучение визуального опыта, острый взгляд и живое проникновение в суть вещей – вот за что им справедливо восхищаются».

Джордж Шо, британский художник и номинант Тёрнеровской премии 2011 года с его картинами распада и смерти пригорода, вполне мог бы представлять сегодняшнего Рёскина. (Посмотрите, как схожи работы Шо и Рёскина)

Where-First-and-Last-Things-Sound-the-Same

Шо поклоняется Рёскину с самого детства:

«Я восхищался его серьёзностью и смотрел на него как на выходца и Ветхого Завета, яростно пробивающего дорогу в новый мир. Разве он не Викторианский Уорхол, во все времена на грани и в центре? Как Уорхол он видел свою собственную философию и свою веру не внутри себя и вокруг. Он как раненое животное ищет убежище в воссозданном мире»

В графстве Камбрия, над озером примостился Брэнтвуд Хаус, воплощение Рёскина в вагнеровской фантазии.

2-brantwood-n6270 Brantwood ii blg

В Брэнтвуд Хаусе вы сразу почувствуете присутствие Рёскина

Всё внутри — от шкафов с минералами и раковинами до живописи на стенах и гобеленах с его девизом «Нет богатства кроме жизни» — самовыражение истинного коллекционера, человека, который искал, чтобы сделать каталог жизненного опыта через искусство.

Study of Two Shells jrnas_008_john-ruskin_kingfisher_c_1870-1-Scan_by_JmJ

Удивительно, что поднявшись по лестнице, ты сразу попадаешь в святая святых его спальни. Комната освещена альковным окном, через который стремится свет с озера, способный воссоздать голограмму жильца этой кельи.

Если бы это случилось, это стало бы тревожным зрелищем, ибо именно здесь Рёскин потерял рассудок. Это произошло ночью, когда дьяволы устроили пляску на его постели – он выглянул, чтобы посмотреть на озеро и потерял связь с реальным миром. Этот последний кризис разразился в конце ещё одной любовной травмы.

Он влюбился в Роуз Ла Туш, когда той было едва десять лет. Ему – 40. Он ждал, когда она достигнет брачного возраста к неописуемому ужасу её родителей. Вопреки запрету видеться с нею, он преследовал её, чтобы передать любовную записку. Как любовь к Эффи Грей, начавшаяся с надежды и закончившаяся несчастьем, последнее романтическое увлечение завершилось ещё печальнее. Роуз, психически неуравновешенная и страдающая от анемии, умерла в возрасте 24 лет. Горюющий Рёскин обратился к медиумам, чтобы призвать её дух. С потерей разума, он начал верить, что они женаты, а подругой невесты выступала Жанна Д’Арк.

Искусство не вернуло разум Рёскину, но так и осталось его утешением. Под небесами Камбрии он лежал на дне лодки и следил за облаками. Он был опустошён и весь выгорел изнутри. С шаркающей походкой, огромной бородой и бледно-голубыми глазами – великий проповедник, поражённый немотой. И всё же он по-прежнему оставался великим толкователем культуры своей эпохи, потому что он стоял вне неё и видел всё отчётливо и ясно. Человек с такой мощной духовностью не может быть реакционным лицемером. Далёкий от карикатурности, Рёскин требует, как никогда, нашего абсолютного одобрения.

Источник  The Guardian

P.S.

Брэнтвуд Хаус – cкрытый рай искусства и природы

Исторический дом-музей и живой центр искусств, бывший дом Рёскина обладает огромной коллекцией вещей, на которые можно взглянуть всей семьёй.

Брэнтвуд предлагает завораживающее путешествие в мир Джона Рёскина и его 28 лет, проведённых на Озёрах. Наполненный живописью, прекрасной мебелью и личными сокровищами Рёскина, дом сохраняет характер своего великого жильца.

Наши посетители вольны исследовать комнаты и задавать любые вопросы служащим. У нас много различных викторин и разного рода активных развлечений для деток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *