Эта рецензия известного британского критика Питера Брэдшоу из The Guardian – восторженная реакция на только что прошедшую премьеру «Левиафана» Андрея Звягинцева в Каннах.
Отзыв о фильме «Левиафан» Звягинцева:
«Левиафан» это трезвая и сильная по воздействию драма о коррупции и страхе в сегодняшней России. Кажется, что картина создана под влиянием Ветхого Завета и Элиа Казана. Начинаясь как обычная история о маленьком человеке, бросившем вызов управленцам, она затем перемещается на новый масштабный уровень, где этот же человек схватывается с самой мощной и безжалостной властью.
В сцене финального опустошения есть отголоски «Жертвоприношения» Тарковского.
Фильм сыгран и снят твёрдо, продвигаясь нарочито медленно, время от времени поднимаясь до высокого драматизма и напряжения. Он не боится большого количества символических моментов и театральных жестов. Во время просмотра я чувствовал некоторый скепсис относительно этих вещей, но потом именно они пульсировали в моей голове.
«Левиафан» показывает бесчестного мэра, которого играет Роман Мадянов. Он словно кошмарная реинкарнация Бродерика Кроуфорда из классики 1949 года «Вся королевская рать» с намёком на Бориса Ельцина. Я ничего не слышал об этом 50-летнем русском актёре до этих пор, но его отличная игра заставила меня жалеть, что в Каннах не раздают призы за роль второго плана.
Главный герой картины Николай (Алексей Серебряков), автослесарь. У него вторая жена, красавица Лиля (Елена Лядова) и сын подросток от первого брака. К своему счастью, или несчастью, у него добротный дом в превосходном месте с видом на море на Кольском полуострове.
Вороватый мэр Вадим (Мадянов) хочет этот кусок земли, чтобы настроить там свои роскошные палаты и предъявляет Николаю документы на принудительное изъятие за смехотворную сумму. Николай вызывает из Москвы своего старого армейского друга Дмитрия (Владимир Вдовиченков), ныне ловкого юриста, и тот привозит с собой кучу компромата на мэра. Однако вскоре становится понятно, что помочь другу вернуть дом это не единственное, что в голове у Дмитрия. И помощь это не то, что позвало его в дорогу.
«Левиафан» показывает мир, в котором правят крепко пьющие, агрессивные в неизбывной депрессии мужики. В нём есть великолепная сцена, когда Николай и Дмитрий, накачавшись алкоголем, ночью выясняют отношения. Позже Николай с приятелями едет на охоту с водкой, калашами и в качестве мишеней они пользуют портреты советских партийных деятелей от Брежнева до Горбачова.
Ельцин милостиво не включен в расстрел, а парень, который принёс мишени пообещал совсем свеженькие, если те не получат исторической перспективы. Портрет сегодняшнего президента занимает скромное местечко в богатом кабинете мэра. Официальные лица бесконечно твердят о законности, цитируя юридические книжки. Но это звучит как циничная ахинея. В расчёт берётся только власть и деньги. В зале суда в начале и конце фильма судья как механический робот оглашает приговор. Он кажется полной тарабарщиной.
Николай оказывается в эпицентре отравленного судьбоносного водоворота. Он, бедный маленький человек по мановению судьбы получил то, что жаждут заполучить другие – красавицу жену и роскошную недвижимость. Он оказался в фокусной точке самых опасных сил сегодняшней России: изворотливых юристов, политиков преступников и высокомерных священников. Николай отдаётся на волю событий, происходящих у него за спиной – ключевые сцены происходят вне экрана, но нетрудно догадаться, что там происходит.
Режиссёр как-то сказал, что название частично соотносится с Левиафаном Гоббса, классической работой о том, к каким результатам приводит отказ от некоторых свобод в пользу мира и благополучия всего общества.
Николай, этот жёсткий житель приграничья понимает, что с него хватит этих компромиссов с хитроватыми ментами и политиками с сомнительной репутацией. Но Левиафан также подразумевает кита.
Священник, в духе Достоевского, увещевает Николая переносить тяжести судьбы подобно Иову, отдавшись на волю Бога: «Разве можешь ты поймать Левиафана на удочку?» Но Николай не стал Иовой, он предпочёл быть выброшенным на берег китом, с огромной непосильной ношей, но без мощи – огромный, инертный, в ожидании смерти, которая всё расставит по местам.
«Левиафан» это пугающая и жёсткая работа, возврат к его ранним темам и уход от более домашней драмы «Елена» с размахом и амбициозной задачей. Как много фильмов довольствуются мелкими, легко управляемыми темами – но не на этот раз! «Левиафан» — охотник за большой добычей. Это величественная картина.
источник — The Guardian
P.S. «Левиафа́н, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — сочинение английского философа Томаса Гоббса, посвящённое проблемам государства.
Небольшой кусочек из фильма Левиафан:
Мдя, не удивлюсь если благодарные еуропейцы осыпят золотыми ветвями такой рукопожатный фильмец.
Русские опять как свиньи жрут водку, стреляют из калашей по портретам генсеков (господи, где они их достали вроде как уже прошло целое поколение, с момента развала СССР), но нет, призрак СССР еще маячит и пугает до уср№чки наших интеллигентов.
Ну и ессно высокомерная церковь, церковь ведь полностью поддерживают вертикаль власти, поэтому ее то же надо ату!
Удивительно, что портрет кровавого путина не расстреляли, а то и чего похуже…
Может эти акценты расставил кинокрититик, но не из головы же он их выдумал?! В общем, надо смотреть самому, не хочется верить, что Звягинцев сделал именно на этом акценты.
Кстати, интересное интервью со Звягинцевым относительно Левиафана. http://www.mk.ru/culture/2014/05/23/andrey-zvyagintsev-o-leviafane-vodke-mate-i-vlasti.html
Так и знал, что он за основу дело знаменитого Марвина Джона Химейера.
ЗЫ Серебрякова на дух не переношу, тем более после его интервью. Только из-за одного его имени проект уже под подозрением.
Именно эти же акценты отмечают и другие критики, даже мой любимый The Playlist и тот смекнул, что к чему. Звягинцев никогда не скрывал негативного отношения к тому, что осталось после СССР.
Интересно, что в этой статье в «Культуре» Серебряков превратился в «Себрякова», посмотри. Надеюсь, ему теперь хорошо в Канадах.
А фильм надо смотреть, не делая скороспешных выводов. «Елена» и «Возвращение» это очень мощное кино. «Изгнание» меня совсем не тронул.
Подкидывание кое-чего на русофобский европейский вентилятор конечно не радует, но, положа руку на сердце, указанные явления далеко не надуманы.
Суть претензии не в том, что он это выдумал, а в том, что он собрал все г-но в одном фильме и радостно преподнес — нате, кушайте, не нравится?! Ну а я так все вижу — одно беспросветное г-но в России.
Мединский правильно ему сказал, фильм ему не понравился, потому что Россия и русские люди показаны в негативном свете.
Я далека от мысли что Звягинцев снимал этот фильм именно с целью показать Россию в негативном свете а тем более как ты выражаешься «радостно преподносить». У него была хорошая история и видимо он талантливо ее снял.
Г-на хватает в каждой стране, и многие режиссеры к нему частенько обращаются, да что там, имя себе делают. Или мы только на чужое г-но посмотреть рады, а своего как бы и не замечаем?
«Ты суслика видишь? -Нет — И я нет, а он есть!»
Что бы ты не пустился в шапкозакидательство за патриотизм, отмечаю, я только ЗА хорошее доброе вечное в кино но и такие фильмы смешно запрещать или игнорировать, это огромная сторона жизни нашей страны и как бы мы страну не любили, сторона эта просто отвратительна.
Понеслось… либеройдные шакалы четко учуяли запах гнили и взвыли от возбуждения и восторга-
«Звягинцев — не панк, но его фильм вполне тянет на молебен. Здесь, как и у Pussy Riot, форма у многих вызовет отторжение, а содержание покажется излишне плакатным, но на самом деле и акция в храме Христа Спасителя, и «Левиафан» находятся в том почти сакральном пространстве, где одинокое противостояние злу требует именно этого: вызова и прямолинейности»
Кому интересно вот полная ссылка на статью — http://vozduh.afisha.ru/cinema/den-desyatyy-pankmoleben-zvyaginceva/
Кстати, сюрприз-сюрприз, где же осело это шакалье?! На афиша.ру!
Я не раз уже наступал там в эти фекалии, когда читал синопсис фильма, а получал фееричный шлак.
Есть проблемы — о них надо говорить и показывать. Или только «Ёлки-палки» да «Любовь-морковь»? Кстати, Звягинцев получил приз за лучший сценарий. Пальму в кадке отхватил турок. Так что никто нас ветками не засыпал.
Этот отстой еще сильнее бьет по имиджу России, чем концентрат негатива от Звягинцева.
Мне больше другой наш современный режиссер нравится — Юрий Быков. Посмотрел два его фильма — Жить и Майор, оба тоже не про розовых пони. Все жестко, все про современную Россию, но затрагивают гораздо более серьезные проблемы, чем фильмы Звягинцева.
И все далеко не так однозначно — без клюквенных клише — русские алкаши, тунеядцы и везде беспросветное г-но. Считаю его одним из самый перспективных российских режиссеров! С большим вниманием слежу за судьбой его следующей картины — Дурак.
Искренне жаль Питера Брэдшоу — они ничего не слышал о Романе Мадянове, а главное — никогда его не ВИДЕЛ!
Отнюдь не квасной патриотизм, но в Голливуде таких нет.
Брэдшоу — британский критик, а в Британии лучшие актёры на планете, у них по-прежнему работает серьёзная актёрская школа, они все заняты в театре. Британское телевидение может похвастать высоким качеством — их сериалы и наши далеки от сравнения. Вот и сейчас в Канне их актёр, Тимоти Сполл получил самый главный приз за фильм «Тёрнер».
Собственно фильм отсмотрен, впечатление такое — это ремейк Серьезного человека братьев Коэнов. Кто не видел, вот ссылка на рецензию — https://yaokino.ru/sereznyy-chelovek-serious-man-2009
Только вместо еврейского Ларри Гопника, у нас русский Гопник, бухающий тунеядец, который только и вопрошает, вскинув залитые до краев глазенки к небу «за что, Господи?!»
А ему бах по мордасам… он опять — «за что, Господи?!», а ему обратно, но уже посильнее.
Да и у Звягинцева явно зуб на православную церковь. Так извалять ее в грязи, такой акцентище, что это корень зла и под видном божественного изъявления творит свои черные, пречерные дела. А этот чертог греха под маской добродетели еще смеет порицать невинный молебен небезызвестных девчат и уничтожение крестов.
После просмотра никаких эмоций не испытал, как поется в песне Шнурова — «никого не жалко, никого…». Одно бл№дство, пьянство, разврат, предательство, богохульство — полный букет фирменных ароматов Звягинцева.
Ну что, делаем ставки на Золотой глобус?
Сдается мне, кто-то был крайне предвзят ).
Тань, я то фильм посмотрел, благо на ютубах его не прекрывают.
А ты?
Я еще нет, но ты по-моему еще на этапе сценария его возненавидел.
Я пытаюсь сохранить незамутненный чужими мнениями разум, для просмотра ).
В. Познеру
Здравствуйте, господин Познер!
Наконец у меня появилось время посмотреть по интернету нашумевший фильм
режиссёра Звягинцева «Левиафан». Вы его сравниваете даже с полотном Рембрандта и советуете смотреть в большом формате. Я думаю, что у многих впечатление будет, как от большой кучи дерьма, наложенной человеком, страдающим кишечным расстройством.
Неужели у Вас слабо развито воображение и не хватает картинки среднего размера?
Мне Ваше мнение интересно, потому что Вы не глупы, но как многим «западенцам», ненавидящим Россию, чем хуже о ней говорят и показывают ─ тем Вам приятнее.
Чем же так Вам понравилась картина? Мёртвые грозно-хмурые пейзажи, заунывная музыка,
полусгнившее рыболовное снаряжение ─ ничто не радует глаз. Я думаю, что природа тоже оскорблена этой картиной.
Мне уже за 60 – т, никогда не была большой оптимисткой, но уверена, что такого сплошного беспросвета в жизни не бывает. Это ложь.
Душевнослабые люди, беспрестанно матерящиеся, без элементарного самоуважения. Чего
стоит салон автобуса: я думаю, что даже на похоронах вождей были менее скорбные и удручённые лица. Главный герой производит впечатление глуповатого алкоголика, с изношенной нервной системой, к тому же побывавшего в местах заключения (уж больно много матерится). В отношениях родителей с детьми ─ большой минус, такое и в реальной-то жизни нечасто увидишь.
Отвечаю по Вашему тексту. Да, господин Познер, русские люди и сквернословят и пьют (как, впрочем, все другие национальности), но не все и не всегда. Достаточно у нас и коррумпированных чиновников, наверно во время дикого капитализма их развелось больше, чем в некоторых странах, есть и жёны – шлюхи, правда мужчин, прощающих их сразу я что-то не встречала. Среди священников тоже попадаются зажравшиеся, да бог им судья.
Вы пишете о безысходности героев фильма, в этом я с Вами согласна – этим несчастным скорее всего грозит безысходность.
Звягинцев в чём-то очень ущербный человек, это видно по большинству его фотографий.
Возможно надо сменить очки – и тогда Россию он увидит в разных цветах.
Вы ─ большой ханжа В. Познер, когда пишете, что Вас «очень волнует совершеннейшая неспособность многих и многих россиян видеть себя такими, как они есть». Одним словом, мы большие каки. Очень благородно. Возникают ассоциации с насекомым на теле исполина: оно кусает и гадит на это тело. Как Вам Владимир Владимирович тяжело живётся в обществе глупых дураков, не пора ли поискать другое место, «где оскорблённому есть сердцу уголок». Это не просьба, а просто предложение.
По поводу последнего Вашего абзаца: успокойтесь, господин Познер, Вы будете радоваться жизни, только поменьше общайтесь со «Звягинцевыми». На ТВ, наверно, их больше, чем в обществе реальных тружеников, но всё-таки каждый выбирает то, что хочет.
Россиянка.
Не понравилось, ожидал большего. Неправдоподобно-пьют как кони, райцентр, а в нем только прокурор и следователь, какие-то друзья детства непонятные, которые сразу сдали друга, а потом (надо же какие добрые) приехали за Ромой.