Это правда, с отцами в голливудских картинах происходит что-то мистическое – их постоянно ищут главные герои, их отсутствие сказывается трагически на судьбах их детей, именно отцы должны как-то объяснить, почему вся жизнь их деток пошла наперекосяк. Из самых последних утрат – «Tomb Raider: Лара Крофт». Отец Лары, любитель безумных приключений, пропал при невыясненных обстоятельствах, и она не успокоится, пока не отыщет его след.
Кроме Лары, озабоченной поисками незадачливого отца, в путь-дорогу отправилась ещё одна растерянная дочь, Мэг, подросток из фантастической истории «Излом времени». Её отец затерялся где-то в пятом измерении, занимаясь научными экспериментами. Мэг переполнена взрывными эмоциями, в ней кипит обида на отца, она почти уверена, что он элементарно их бросил. В поисках ей помогает младший брат.
Историю написала Мадлен Л’Энгл, которая не только не чуралась таких семейных драм, но и сделала их основой всех своих книжек для подростков. Здесь наверняка сыграл решающую роль факт из биографии самой писательницы – её отправили в пансион в 12 лет на границе Швейцарии из-за плохого здоровья отца. Естественно, обида затаилась, а поиском отцов озадачены персонажи её многочисленных книг.
Если почитать и послушать исповеди заключённых, то все они винят в своих преступных склонностях отцов.
Отцовская проблема одолевает и героиню «Голодных игр» Китнисс Эвердин. Её отец умер во время катастрофы в шахте, когда ей было 11 лет, с тех пор мать безутешна и впала в депрессию.
Ещё один персонаж страдает по поводу отца – Крис Пратт в «Стражах Галактики» сначала переживает из-за отсутствия отца в своей жизни, затем – от присутствия.
Вся нескончаемая франшиза «Звёздных войн» выстроена на проблеме отцов. И нельзя не вспомнить самого главного архитектора в этой психологически тяжкой области – Стивена Спилберга. Здесь и «Большой и добрый великан», когда героиня находит в великане кого-то вроде отца. И его «Близкие контакты третьей степени». И весь «Индиана Джонс». И даже «Челюсти». Неудивительно, что и последняя картина Спилберга «Первому игроку приготовиться» сконцентрирована на подростке, живущем со своей тётушкой и пустившемся в безумное виртуальное приключение, придуманное старым мудрым дяденькой.
Но самый грустный и щемящий по тональности фильм — «Инопланетянин». Эллиот – ещё одна жертва неполной семьи. Отца нет, мать изо всех сил пытается содержать большую семью.
Когда над ним смеётся старший брат, узнав, что он, якобы, видел инопланетянина, Эллиот мрачно замечает: «Папа бы мне поверил», и этого достаточно, чтобы всем стало печально и всё понятно. Совершенно понятно, что смешной и трагичный инопланетянин становится своеобразной моделью отца для всех ребятишек в семье. И когда они с ним расстаются, это буквально разбивает сердце. Сам Спилберг описывал суть своей картины следующим образом:
«Это история моих родителей, которые развелись, когда я был подростком, и это оказало воздействие на меня. Эта картина о поисках суррогатного отца, поисках кого-то, кто бы заполнил нишу отсутствующего отца».
Очень грустно, но откровеннее не скажешь. Плохо без отца. Всем плохо.
Брошенные дети, полная безотцовщина, с этим комплексом выросла целая индустрия в Голливуде. Это очень интересное наблюдение — отсюда инфантильность, желание «уж я то покажу этому папаше, он пожалеет что бросил такого умного, красивого ребенка.» Богатая почва для разных психологов и их диссертаций на эту тему.