«Коломбо: Попробуй поймай меня» — восхитительная серия во всех отношениях. В ней отсутствуют нелепые вставки, уводящие в сторону расследование, нет пространных рассказов Коломбо о своих родственниках и жене, серия не перегружена лишними персонажами и в фокусе только убийца и палач.
Кроме того, меня очень порадовал любопытный нюанс в расстановке фигур убийцы и жертвы – наличествует некоторая неопределённость в виновности Эдмунда, которого Абигайл Митчел хладнокровно отправляет на мучительную смерть. Эта неопределённость не даёт мне радости от того, что справедливость свершилась, и тётушка отомстила за свою любимую племянницу, воздав по заслугам. А если она заигралась в свои детективные сюжеты, которые разрабатывает десятками с молодости и придумала, что виноват зять? Эта неуверенность отлично обыгрывается на протяжении фильма, давая зрителю пищу для собственных догадок. Не все карты раскрыты, рассыпано множество намёков, расследование становится неординарным, а Коломбо заставляет меня метаться из одного лагеря в другой – виновен Эдмунд (Чарльз Фрэнк) в смерти своей жены Филлис или её смерть всего лишь несчастный случай на яхте.
Абигайль Митчел (Рут Гордон) – знаменитая писательница детективных романов, королева в этом жанре. Она купается в успехе, славе и деньгах с 20-и лет. Она не выходила замуж, у неё нет детей, и племянница Филлис – единственный близкий человек, ей предназначались все, нажитые творчеством миллионы. Муж Филлис, Эдмунд, праздный молодой человек, проматывающий состояние жены – его занятия не для бедных – теннис, горные лыжи и яхта. Прошло четыре месяца после смерти жены, и всё это время между Абигайль и зятем висело напряжение. Когда решение тётушки вызрело, она пригласила зятя для беседы во время прогулки по побережью, где она объявила, что в своём завещании отдаёт ему всё.
Он слабо сопротивляется, но она так решила. Затем происходит примирение. В этот же день она улетает в Нью-Йорк и приглашает его на ужин, где нужно подписать бумаги и сообщить ему код замка для сейфа, который знает она, её секретарша и адвокат. Теперь настала его очередь. Зрителю уже показали эту комнату-сейф, куда не проникает звук. И оттуда ничего не услышишь. Бумаги подписаны не глядя. Даже адвокат удивился такому доверию Эдмунда. Затем разыграна сцена с отъездом Эдмунда, который затем возвращается через чёрный ход и встречается с Абигайль, чтобы получить код. Она просит Эдмунда войти в сейф и, сказав ему, что знает, кто убил её любимую племянницу, захлопывает дверь. Лицо обречённого не забыть.
Абигайль улетает в Нью-Йорк. Алиби обеспечено. Утром Вероника, секретарша, отпирает сейф и находит там тело Эдмунда. Абигайль возвращается и встречает в своём доме Коломбо, выходящим прямо из сейфа.
Следствие в самом разгаре, и чуткий нос лейтенанта ничуть не страдает от его постоянно дымящейся сигары. Рут Гордон в роли писательницы, любящей тёти и убийцы убедительна в каждом жесте – то, как она ходит, как перебирает руками, как внимательно изучает лицо Коломбо, присматриваясь к нему и оценивая его умственные способности. Ведь именно с ним ей придётся вести битву за свою жизнь.
Она призналась ему, что считает его добрым человеком, он её поправляет: «Не обманывайтесь». Я не знаю, что он думает о ней, но его отношение к ней самое уважительное и это не потому, что она известная писательница и её дом заполнен фотографиями с президентами Америки. Он уважает её как противницу с недюжинным умом и отчаянной смелостью.
Абигайль непростительно глупо допустила брешь в своём совершенном по замыслу убийстве – не избавилась от ключей Эдмунда, хотя у неё для этого было много способов. У Коломбо ключи – главная улика преступления. Эти ключи подобрала секретарша, и начала шантажировать своего босса.
Мэриетт Хартли в роли холодной и расчётливой шантажистки — идеальная злодейка и странно, что Абигайль пошла у неё на поводу, поскольку не похоже, чтобы Вероника удовлетворилась круизом в качестве компенсации за своё молчание.
Питер Фальк в этой серии нашёл новые краски для своего персонажа, он чуткий, немногословный, очень тёплый. Недаром он сумел провести Абигайль, подтолкнув её к мысли, что его можно взять лестью. Уж мне-то давно ясно, что в сериале «Коломбо» работает только одна формула – закон превыше всего и преступник, кто бы он ни был, будет обязательно наказан.