Прирождённый артист, актёр от бога, музыкальный, художественно образованный, тонкая, мыслящая личность, идеальная актёрская форма, способная преобразиться в кого угодно, актёр безграничного дарования . Это всё Юрий Богатырёв. Великий русский актёр. Он ушёл в 41 год, а после него остались в записи роскошно сыгранные роли в театрах (идеальный Мартин Иден, например) и в кино. В день рождения Юрия Богатырёва вспоминаю мои самые любимые его роли.
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) – реж. Никита Михалков
Конечно, это актёр Никиты Михалкова, он его открыл, прочитал его бездонные возможности и дал сыграть таких непохожих персонажей в своих пяти картинах. В советском вестерне «Свой среди чужих, чужой среди своих» уже заявлена многогранность Богатырёва – он – всеобщий любимец. Вспоминая Шилова, люди добреют, у них появляется какой-то особый мечтательный взгляд. Но столкнувшись с предательством, Шилов словно сбрасывает свою нежность, доверчивость, романтизм и превращается в холодного расчётливого прагматика. Его пронизывающий взгляд трудно вынести, он даже иногда жесток. А красивый какой, не отвести глаз.
- Два капитана (1976) – реж. Евгений Карелов
В роли Ромашки Богатырёву есть, что играть. Это богатейший персонаж, в нём столько личин. Он виртуозно меняет хозяев, которым служит без веры и правды. Он чем-то напоминает Урию Гипа, омерзительного клерка из романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» — ради любимой девушки готов идти на самые низкие поступки, подкуп, предательство и убийство. Даже в такой мрачной и отталкивающей личности актёр умудряется найти смягчающие краски – он любит Катю и готов ради этой любви жертвовать всем.
- Неоконченная пьеса для механического пианино (1976) – реж. Никита Михалков
Сергей Павлович Войницев – моя любимая роль у Богатырёва. Почему-то я воспринимаю эту роль совсем не так, как объясняет её режиссёр. Мне совсем не кажется, что Войницев – идиот. Он как вечный мальчик в обществе взрослых, циничных и развратных людей. Он не понимает, в какие игры они играют, почему так усложняют жизнь. Он верит словам, его переполняют чувства, он умиляется собственными поступками. Ему не приходит в голову, что близкие ему люди могут жить двойной, а то и тройной жизнью. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — шедевр. Каждая сцена переполнена знаками и смыслом. Вот Войницев заигрался с собачкой, вот он преданно смотрит в глаза жене Платонова, та только что поздравила его с женитьбой, вот он стал свидетелем сцены поцелуя своей жены и Платонова, которого он считал чистейшим человеком. Его игнорируют все, держат его за придурка. Он и вправду не ко двору. Да и где он будет ко двору с такой обнажённой душой? Обожаю этого героя.
- Открытая книга (1977) – реж. Виктор Титов
Ещё один геройский персонаж в фильмографии Юрия Богатырёва. Андрей Львов – потомственный учёный, русский интеллигент, врач, готовый постоянно жертвовать собой во время эпидемий. И неискоренимый романтик, пронёсший своё чувство к своей жене через годы страданий, войн, лагерей. Андрей уверен, что его старший брат настоящий учёный, что именно брат достоин любви Тани Власенковой, талантливого вирусолога, открывшего пенициллин. Он тихо несёт своё чувство, надеясь на чудо, и это чудо происходит. Положительный во всех отношениях герой. То, что наверняка скучно играть актёру, тяготеющему к гротеску, шутовству и дурачеству.
- Отпуск в сентябре (1979) – реж. Виталий Мельников
Уверена, что в картине «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» Юрий Богатырёв надурачился вволю. Невозможно поверить, что Саяпин чей-то муж, работник, что у него есть друзья-приятели. Он постоянно в каких-то проделках, трюках, всегда готов повеселиться, над кем-то подшутить. Он гогочет, как подросток-переросток, вся жизнь для него сплошное веселье и праздник. Ему некогда остановиться и подумать: что такое происходит с близким другом, почему он хочет уйти из жизни. Саяпин – это застрявший в мире взрослых Питер Пэн, в какие-то моменты напоминающий Войницева, но слишком бурлескный. Он – шут гороховый, без которого немыслима ни одна компания. Очень люблю эту картину – там все мастера. Великий актёрский ансамбль.
- Несколько дней из жизни Обломова (1979) реж. Никита Михалков
Все отмечают, что эта роль Андрея Ивановича Штольца далека от самого Богатырёва, как никакая другая. Просто радикально противоположна Богатырёву. Режиссёр говорит, что Богатырёв мечтал сыграть Обломова. И Калягин мечтал сыграть Обломова. Но сыграл Олег Табаков, и только Табакова видел в этой роли Михалков. Пришлось уговаривать Богатырёва преобразиться в Штольца. И он преобразился. Он оброс деталями, мясом, наполнил собой костюм и предстал законченным немцем, совершенным Штольцем, который готов кого угодно согнуть и переломить, даже самого преданного друга Обломова. Поразительная роль в списке Богатырёва — так больно наблюдать деградацию Обломова и возвышение Штольца. Как Гончаров сумел вывести формулу русского человека в образе Обламова, а всё, что ему противно – в образе Штольца, так и тандем Табаков-Богатырёв смогли гениально передать характеры своих персонажей. Это триллер о человеческих душах.
Я очень люблю твои посты подобного формата. Спасибо !!!
Богатырёв — замечательный актер. Любимая роль -Шилов. Потрясло твое сравнение Ромашки с Урией Гиппом. Как же мне это раньше не пришло в голову?!
Может, и не совсем точно. Но какой Ромашка скользкий, как ловко он проникает в семьи, в тайны, как быстро становится незаменим. И вот уже Катя слегка сомневается в ситуации со смертью матери. Как тонко он умел навести тень на плетень. И Богатырёв явно переигрывает такого правильного Саньку (или Токарева?)
Отпуск в сентябре просто шедевр… прямо будит какие-то собственные ощущения, тени и ускользающие эмоции.
Ведь Виктора, главного героя нельзя оголтело осуждать, мол зажрался или моча в голову ударила. Нет, у него натуральный кризис личности, возможно сюда еще кризис среднего возраста плюсуется, мол жизнь уходит, а ты должен радоваться какой-то квартире. Сейчас это особенно смотрится дико, получить квартиру НАХАЛЯВУ ОТ ГОСУДАРСТВА. Это ли не счастье и предел мечтаний для очень многих наших сограждан?
Но вот осознание, насколько это «достижение» мелочно по-сравнению с тем, что ты так себя еще и не нашел, вот это и есть жуткая жуть, которая просто бездонная в своей пустоте.
Олег Даль просто гениален в этой роли, она словно скроена по него. Эта мантра про утиную охоту, смысл всего существования, мечта неосуществимая. Видно, он только там когда-то однажды понял себя и принял. С тех пор всё опять ускользнуло. А Саяпину не дано иметь такую мечту. С другой стороны, может, он просто прикрывает свою неудовлетворённость таким балаганом.
Поиски себя конечно вещь важная, только мудаком при этом быть совсем не обязательно. Вообще в этом фильме все персонажи на редкость неприятны и Виктор этот, в перманентном кризисе от безделья из которого он никогда не выйдет, да и стреляться он не собирался, очередной спектакль разыграл привлекая к себе внимание. Такие не стреляются, максимум сопьется через несколько лет, по ходу процесса отравляя жизнь всем кто будет кидаться его спасать. Жена Виктора — главная вечная жертва, которой нужен кто-то кто будет ее унижать постоянно, тут они нашли друг-друга, более гармоничный союз сложно представить. Саяпин, раздражающе придурковатый не по возрасту, жена Саяпина, которая «без мыла…», на все готова для получения квартиры.
К слову, прекрасная «халява от государства» не всегда давалась так уж легко, иногда столько жоп перецеловать нужно было на пути к заветным 18 кв.м. в панельном доме посреди грязного поля, что радость обладания несколько тускнела.
Так безделье его от того, что нет стимула, он не видит смысла жизни, кроме как этой утиной охоты, этой иллюзии, что там все по-настоящему. Работа? Чем-то занят, чисто формально. Это не его, но друзья коллеги, да и в городке в этом заняться больше нечем, уехать бы, начать все с начала, но для этого нужна смелость, авантюризм, но его затягивает эта трясина.
Женщины? Да их навалом, усилий для их получения он не прилагает, квартира сама, без целования жоп идет к нему в руки, да и плевать ему по большому счету на нее. Но она становится еще одной гирей на ноге, не позволяющей, послать все нафиг и уехать куда глаза глядят.
Показаны по-большому счету метания души, которая пытается вырваться из под груды мусора. Она не хочет мириться с действительность, которая сформировалась и в то же время не знает чего именно хочет. Это нарастающее напряжение растет до критической массы, но трусость побеждает, он не отстреливает себе башку, он опять себя убаюкивает иллюзией, что утиная охота все исправит, что все наладится. Хотя тут сыграли свою роль и друзья, которые пришли в критический момент, когда чаша весов была явно в пользу самоубийства. (это комментарий Касьянова :))
Можно было и не подписывать ).
Тунеядец, алкоголик и мелкий манипулятор. Ну куда он уедет, что начнет сначала? Он везде себя привезет, человека без стержня, без воли. Такие «метания больной души» хорошо и быстро лечатся целительным физическим трудом. Уж кто-кто а власть Советов это знала хорошо.
А друзья подоспели вовремя, потому что он их предварительно всех обзвонил, рассказывая про свои поминки, на то и расчитано.
Тань, ты на под любыми именами признаешь, от тебя не скрыться)))
Мне порой кажется, что Олег Даль сыграл многое из себя самого. Так больно на него смотрю, так переживаю. Всё правда, что ты сказала. С ума сойти, но почти такого же персонажа он сыграл в ещё одном шедевре — «В четверг и больше никогда». И ещё похожего — «»Плохой хороший человек». Наблюдать за их мучениями ужасно тяжело, но и помогать им не хочется.
Я решил отдать свои старые костюмы косцам…
И слезы от умиления собственным благородным поступком катятся у него из глаз…
Одна эта сцена чудо :)
Неоконченная пьеса — мой любимейший фильм. И больше всего там люблю Калягина, он прекрасен.
Богатырева не люблю, честно говоря, как и Соловей, это какое-то иррациональное чувство, их роли вызывают стойкое неприятие и это неприятие прочно ассоциируется с личностями актеров.
Да, Елену Соловей многие не любят. Но как она точна в этом образе в «Неоконченной пьесе» — с ума сойти. Любовь всей жизни Платонова, как она изменилась, как растеряла свой романтизм и вдохновение, став женой Войницева. От отчаяния? Или они два сапога пара?
Не могу поддержать тему, не владею информацией.
Она хороша и в Обломове. Я, кстати, все понять не могу, что же такого уж неприятного в Штольце. Нет, я понимаю что в России нужно быть убогим, чтобы тебя считали душевным человеком. Но странно, почему Штольц чистое зло, а Обломов «проигравшее добро»? И есть кто-то реально верящий что Обломову в этой любовной истории вообще что-то светило? Да она опомнилась бы еще не дойдя до алтаря. Спасибо Штольцу, в жизни Обломова вообще были эти 4 месяца какой-то жизни, эмоций, впечатлений. То что он вообще женился, занимался сексом хотя бы пару раз в жизни и стал отцом, все это просто подарок для такого персонажа. Сплоченным, просто, коллективом воспрепятствовали естественному отбору.
Что ж у нас так любят этих всех Мышкиных, Обломовых и пр., неприятных по сути персонажей.
Тань, а знаешь, мне герой Калягина в Неоконченной пьесе очень сильно напоминает Виктора (Олега Даля). ИМХО оба хотят вырваться из окружающей действительности, оба птицы большого полета, которые видят насквозь окружающих людей им слишком тошно быть хорошими и от скуки они делают гадости, постоянно наращивая этот накал, пытаясь этим разрушить привычный уклад. Утрируя — это как осознавая себя в матрице, пытаться разрушить уготовленные и известные заранее сюжетные повороты.
А самое главное, оба ведь выбрали в результате синюю таблетку ;)
Ну в герое Калягина я, положим, вижу то, что ты пишешь, а где ты в Викторе таланты нереалезованные увидел? Пустой как барабан, потому и себя не находит.
О, нет. Зилов не пустой как барабан. Если бы так было всё просто, он не бы не цеплял, не дёргал нервы, не травил душу зрителю. Пьесе Вампилова почти полвека (написана в 1970), она нескончаемо ставится всеми театрами. Для чего? Показать «пустого как барабан» героя? Или этот герой объединил в себе что-то очень типичное для целого поколения? Как Печорин, например. Но Печориным принято восхищаться, а Зилов вызывает отвращение. Не у меня. Я его очень жалею. Разберём по косточкам: он инженер. Работает вместе с одноклассником Саяпиным, который является его начальником. Он ненавидит свою работу, что типично было для советского периода. Все были инженерами, просиживали штаны. Профессия инженера стала своеобразным мемом, издевательством — ни денег, ни престижа, ни профессионального удовлетворения. Бездушное технократство. Это, конечно, его не оправдывает в отношениях с близкими, но действие пьесы разворачивается в сжатые сроки — один день (плюс флэшбэки), он решился уйти из жизни и ему уже не до политеса и любезностей. То, что он обязательно покончит собой — однозначно. Он уже мёртв и никто и ничто не привяжет его к жизни. Единственный манок, утиная охота, как несбыточная мечта, где он становится самим собой, где он доволен собой, где он понимает и понимаем, где полная гармония с природой, то есть, самим собой. Но и здесь чёрное пятно, Дима, официант. Его бывший одноклассник. НЕ инженер, не корпел над учебниками. Живёт на чаевые. Но хозяин жизни. Доминанта. Как он умеет прижать Зилова. Он не будет созерцать природу, он бьёт насмерть. Для него охота — убийство. Он безупречен в смысле поведения, но начисто бездушен, как машина. Лакей. Из них двоих мне более близок Зилов. Как и Обломов. Дима — полный антипод Зилова. Зилов — лишний человек. Он слишком дикий и свободный, чтобы продолжать жить в клетке. Отсюда его бунт. Отсюда его пьянство, что тоже было типично для этого слоя. Ну, и, наконец, кризис сорокалетних, о котором столько снято и написано, что не унести. Есть фильм, который меня так же тревожит и цепляет, «Дневной поезд» (1976), где Валентин Гафт создаёт горький образ человека, потерпевшего крах, несмотря на свои таланты и одарённость. Там же есть спор-столкновение двух позиций. Одну воплощает его однокурсник. Он как раз противостоит таким, как Зилов. Он вроде состоялся (за счёт жертвы его жены!)
Про кризис сорокалетних я уже сама скоро начну эссе писать, это то что начинает происходить со мной и моими друзьями.
Видимо, я человек типажа Дмитрия, потому что он мне кажется единственным адекватным из всего фильма, а Зилов, наверное, воплощает все самое неприятное и раздражающее.
Знаете, таким как Зилов при любой власти плохо. Союз якобы душил их таланты хотя кто гнал становиться инженером и кто заставляет просиживать штаны? Стал бы геологом, куда уж романтичнее работа. Так уж и не было возможности перемен или просто талантов на самом деле только на просиживание штанов? Я это вижу как человека ждущего что эти самые перемены ему кто-то организует. У нас таких любят и не переведуться спасители и главное спасительницы, которым жизненно необходимо ощущать собственную жертву и собственное величие рядом с жалким, но высокодуховным страдальцем.
мы обсуждаем Зилова как конкретную личность, но я уверена, что это обобщающий тип всего поколения со всеми недостатками, пороками. Поколения, которое ты никоим образом не наблюдала. Вижу в нём и самого Александра Вампилова, погибшего в 34 года. Судить персонажей того времени с сегодняшней колокольни неограниченных возможностей легко. Но не очень справедливо))
Если Зилов символ поколения, то это было нечто жуткое. Это получается примерно наши бабушки-дедушки по временному периоду?
Если твоим бабушкам-дедушкам за 70, то да, это они. Только вообрази, это, так называемый, цвет нации — люди с высшим образованием, хорошей работой (Зилов- инженер-проектировщик), его жена учительница — типичный расклад. В их компании только Вера (любовница Зилова, которую он при всех называет проституткой) из другого круга, продавщица.
Ничего не могу с собой поделать, просто не переношу «страдальцев»,
Чисто американский подход. Вся русская классика стоит на жалости к страждущим.
Именно!