Давным-давно я собиралась посмотреть эту картину. Ей столько рассыпано похвал и пропето дифирамбов, что, думаю, хватит ждать, пора смотреть этот шедевр. Кроме того, в сценаристах мой любимый Джон Хьюз, режиссёр таких картин как «Кудряшка Сью» и «Клуб «Завтрак». Хьюз написал сценарии ещё к нескольким любимым картинам, «Бетховен» и «Один дома». В то же время у него есть и откровенно слабые картины, например, «16 свечей» и «Милашка в розовом», что я объясняю влюблённостью в Молли Рингуолд. Когда теряешь голову, ничего путного не происходит.
Вот и комедия «Европейские каникулы» проигрывает во всех отношениях любой серии «Симпсонов» на тему поездки знаменитой семейки будь то в Ирландию или Японию.
Фильм начинается с финала шоу «Свинья в мешке» и на кону главный приз – поездка в Европу. Грисвулдсы, Кларк, отец семейства (Чеви Чейз), Эллен, мать (Беверли Д’Анджело), дочь Одри (Дэна Хилл) и сын Расти (Джейсон Лайвли), уже выиграли все предыдущие раунды и добрались до финала с кучей призов, где есть и мотоцикл, и кофеварка, и кухня, и набор восков для полировки. После случайного выигрыша у семьи нобелевских лауреатов, Грисвулдсы получают путёвку на европейские каникулы.
Сын Расти и дочка Одри не хотят в Европу. У каждого своя причина. Кларк (Чеви Чейз) единолично принимает решения в семье. Здесь легонько высмеивается принцип демократии – вроде соблюдаются все формальности и голосование проведено, но результат всегда один – как скажет отец.
Первым пунктом назначения стал Лондон. Известно, как англичане любят американцев. И, наоборот. Я ждала чего-то большего, кроме того, с чем столкнулись Грисвулдсы в Британии. В номере нет душа (ужас!), по телеку идёт всего одна программа (кошмар!) и левостороннее движение на улицах (полный идиотизм!). Здесь выставляется напоказ реакция англичан — ну, что с них взять? Сплошные джентльмены. Непрошибаемые!
Сбитого и окровавленного велосипедиста играет Эрик Айдл, писатель скетчей для комик группы «Монти Пайтон». И, естественно, ключевая фраза растерзанного: «Это всего лишь царапина».
Чтобы не прощаться с таким живописным персонажем, нам его приведут ещё и в Риме. Но не очень смешное действо только удваивает совсем не смешное.
Потом был Стоунхендж, где руины стали ещё руинистее после того, как по ним прошлись американцы.
А в Париже мне стало неловко за француза официанта. С намёком на галльский юмор, сцена выглядела отвратительно вульгарно — Кларк заказывает еду, а француз, зная стопроцентно, что американцы ни черта не понимают, наглым образом комментирует каждую фразу на своём языке. И всё это с милой улыбочкой. Ноль юмора в этой сцене. И Лувр, и Эйфелева башня – всё галопом и без доли юмора — разве что меня оживил момент, когда Чеви Чейз выбрасывает берет сына с Эйфелевой башни, а следом лет противная собачонка.
Чуть смешнее немецкая часть путешествия. Напористые американцы ни в грош не ставят чувства других. Грисвулдсы врываются в немецкую семью уверенные, что попали к дальним родственникам, седьмой воде на киселе. Немцы, оглоушенные таким вторжением, принимают их, кормят, поят, и спать укладывают. После отъезда непрошеных гостей спрашивают друг друга: «А что это было, Пух?» В Германии, естественно, без Октоберфеста никак. Начавшись как милый праздник, он заканчивается дракой и гонками. И «Звуки музыки» втесались к месту — семья Грисвулдсов поплясала на фоне Баварских Альп.
Потеряв в гонке документы и деньги, семья прибывает в последнюю точку поездки – Рим, Вечный город. Здесь, естественно, орудует мафия. Заложник в багажнике, сама Эллен становится заложницей и тут уже не до осмотра достопримечательностей – всё осматривается в процессе погони.
Едва отдышавшись, позади две недели напряжённых скачек по Европе, семья усаживается в самолёт, довольная и счастливая. Каждый что-то вынес из безумного путешествия – Эллен почувствовала себя желанной и красивой, Одри научилась справляться с виртуальными соперницами, Расти вырос настолько, что девушки могут доверить ему свою грудь. А Кларк остаётся незыблемым памятником демократии. Ведь именно он осуществил этот безумный тур.
Мой вердикт относительно этой комедии – лучше ещё раз посмотреть Симпсонов, поскольку «Европейские каникулы» совсем не стал для меня столкновением культур, европейской и американской. И даже Чеви Чейз, которого я люблю в нескольких картинах безоговорочно, сильно меня раздражал своей тупой несмываемой улыбкой. А сцены, рассчитанные на гогот, сплошной повтор и банальность. И ещё, почему-то возникло ощущение рваного монтажа. Словно склеили сцены как попало.
При всё при том не жалею, что посмотрела – развеяла очередной миф об очередной легендарной картине. Рада, что список огромен.