Не пойму, как я умудрилась когда-то пропустить эту маленькую жемчужину. Спасибо, что канал «Культура» напомнил. Не оторваться от того, что происходит на экране, главным образом, из-за двух больших актёров Светланы Крючковой и Юрия Кузнецова. Я даже уверена, убери режиссёр все другие линии повествования и остав их двоих, то история бы только выиграла.
Первая часть картины несколько суматошная и мне интересна лишь тем, что в ней мелькает ушедшая натура Ленинграда. Конец 80-х. Двое товарищей по работе приезжают в город на Неве из далёкого Закутайска (а есть ли такой вообще на карте?) — то ли проездом к тёплому берегу моря, то ли с остановкой в этом городе на весь свой отпуск.
Юрий Петрович (Юрий Кузнецов) постарше своего начальника Коли (Владимир Татаринцев) – отношения между ними самые дружеские. Юрий сразу решает – «Никаких гостиниц, остановимся у моих друзей», но иных уж нет, иные уж далече.
Юлик (Александр Панкратов-Чёрный) предлагает хорошую знакомую Люсю (Светлана Крючкова), за которую, к слову, можно просватать Колю.
Тот не против, ему хочется семьи, детей, гнезда. Когда Люся распахивает дверь, Юрий в полном смятении – это его жена, которую он оставил с дочкой семь лет назад. После драматической встречи на грани комизма оба мгновенно понимают, что лучше скрыть от Николая, кем они являются друг другу на самом деле.
Люся собирается ехать загород, в Марьино, где дочь Джульетта занимается конным спортом. В поездке они теряют Николая, остаются один на один со своей прошлой жизнью.
Наконец, встреча отца и дочери-подростка, влюблённой в своего молодого тренера и беспощадно его преследующая.
Из реплик, постепенно, складывается общая картина – двое интеллигентных людей, умных, ранимых, ищущих, расстались из-за проклятого быта. В фильме сделано несколько жирных акцентов на безденежье, почти нищете. Рождение ребёнка всё усугубило, и Люся выпроводила мужа с напутственным «Я тебя ненавижу». Но любовь осталась, они явно не случайная пара. Не зря до сих пор не оформлен развод – он словно бы сохраняет надежду на возвращение семьи. Эта встреча для них как гром небесный – очнитесь! И невероятная по ощущениям сцена встречи отца и дочери.
Столько нерастраченной любви в его отношении к Джульетте, рыжеволосой, милой всезнайке. Елена Полякова изумительно достоверна в этой роли – чертёнок, провокатор, нарушитель спокойствия, но такая живая.
Всякий, кто не забыл свои ужасы подросткового периода, узнает в этой девочке себя.
Светлана Крючкова – моя давняя любовь. Никогда не разочаровываюсь в её работах, это безбрежный талант. Сначала Люся цинична и агрессивна по отношению к блудному мужу. С каким сарказмом она воспринимает каждый бит информации о нём!
Она то даёт ему надежду, то тут же бьёт его по рукам, больно ранит его.
Узнав, что он посылал ей половину своей зарплаты, она с ненавистью заявляет, что не нуждалась в его деньгах. А ведь нуждалась! В этом призналась дочка.
Юрий Кузнецов – тонкий психологический актёр. Достаточно увидеть одну сцену, где его Юрий смотрит на жену и робко ей говорит: «Иди сюда, здесь родник». Он ждёт от неё шага навстречу, но она не готова, в ней ещё бурлит обида, и она резко обрывает его надежду. Надо видеть, как меняется выражение его лица, как сползает с него улыбка. Потрясающая сцена. Из таких соткана вся его роль. А разговор с дочкой! Она спрашивает отца: «Это ты меня назвал Джульеттой?» Он: «Да, увидел тебя после рождения и сразу понял – Джульетта». Косвенно узнаётся его противоречивый характер. Ушёл от них, но два года следил за женой и дочкой, разрывая себе сердце. Потом забрался к чёрту на кулички на золотые прииски. За длинным рублём. Слал деньги.
Он вдруг спросил жену: «А почему ты бросила институт?» Новая волна ярости и возмущения с её стороны. Выяснилось, что Люся четыре года промучилась с умирающей матерью и больным ребёнком и вынуждена была пристроиться на работу хотя бы медсестрой. Какая учёба! Так, шаг за шагом, как по минному полю, муж и жена снова нащупывают дорогу к сердцу друг друга — «я тебя ненавижу» постепенно трансформируется в прямо противоположное значение.
Я наревелась. Поверила актёрам до последнего атома – они сыграли своих персонажей своей кровью.
Не пропустите крошечный эпизод у конюшен – маленький Серёжа Бодров держит под уздцы лошадь.
Его отец Сергей Бодров старший часто снимал сына в своих картинах. Вспомните «Кавказского пленника» или «Восток-запад».
Замечательный фильм и почему сейчас такие не снимают? Боятся, что не окупятся в прокате добрые фильмы с хорошими героями? Сейчас запрос на эпатаж и скандал?!
Заметьте, что такая тенденция повсеместно. Словно все сговорились постоянно терроризировать чувства зрителей. Не давать им надежду, а именно обрушить, вывалять в грязи, облить помоями и назвать это «поиском себя, своего места в жизни». Вот почему я не терплю сегодняшние картины, в них нет ничего человеческого